16+
Аналитика
13.12.2018
Чиновник, о котором Путин вряд ли знал до рекомендации, получил высокое назначение.
12.12.2018
«Команда Кириенко» не потерялась во время транзита власти и заняла значимые позиции.
13.12.2018
Минпром выделяет 12 миллиардов рублей на развитие модельного ряда.
13.12.2018
Обновление администрации Дзержинска должно произойти в основном за счет местных кадров.
12.12.2018
Закрываем СДЮШОР – клуб выкидывают из КХЛ. Это регламент.  
11.12.2018
Через два года на карте страны может засиять «фестивальный Нижний»
11.12.2018
Освещая резонансное дело, профессионал должен вникать во все тонкости.
11.12.2018
Государственные интересы должны быть для чиновника пусть немного, но выше личных.
10.12.2018
Сюжет на «России 24» повторил тезисы Дмитрия Гудкова четырехлетней давности.
10.12.2018
Никаких социально-политических последствий из-за увеличения числа бедных ждать не стоит.
10.12.2018
Нижегородцы смотрят на изменение не только цен, но и уровня своих доходов.
7 Апреля 2018
23 просмотра

Отец и дети. Выставка в Москве подвела итоги русского поп-арта

Обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев

За два месяца экспозиция Энди Уорхолла и выставки в Москве русского поп-арта в Третьяковской галерее на Крымской набережной побила все рекорды посещаемости. Наплыв публики в эти финальные дни так велик, что устроители даже продлили часы работы.

Что ж, ажиотаж вполне объясним.

Никогда прежде основатель поп-арта американец Уорхолл не был представлен в России с таким размахом. Музей художника из Питсбурга, где родился герой ХХ века, привез в Москву несколько сотен картин от огромных портретов Мэрилин Монро, Мао Дзедуна и Ленина до изящных рекламных рисунков обуви. С этой прозы жизни начинал в молодости свою карьеру мастер саморекламы. К станковым работам нужно добавить еще и экспериментальные фильмы, фотографии в технике моментальных полароидных снимков, рисунки пером, коллажи, шелкографию. Масштаб дарования Энди можно сравнить, пожалуй, только с диапазоном Леонардо да Винчи и Микеланджело, так много ему удалось сделать.

Не человек, а фабрика по производству шедевров.

Кстати одна из его мастерских в Нью-Йорке так и называлась «фабрика».
Но, все-таки наш интерес, прежде всего, прикован к залам напротив, — к выставке русского поп-арта, которая фактически подвела итоги сорока лет существования этого стиля.

Надо отдать должное куратору Третьяковской галереи Андрею Ерофееву, который возглавляет в галерее отдел современных течений, он сознательно пошел на риск сравнения двух экспозиций, где творения признанного отца-основателя встали рядом с отражениями, с работами его советских последователей.

Русский поп-арт представлен с максимальной полнотой. Не пропущен ни один значительный художник. Кабаков, Рогинский, Янкилевский, Соков — классика и ностальгия по эпохе неофициального успеха. Комар, Пригов, Тер-Оганьян, Мамышев Монро, Кулик, Шеховцев, Виноградов и Дубоссарский — финальные аккорды стиля.

В целом мы выдерживаем сравнение с великим Энди, хотя и не превосходим его. Уступая в артистизме, берем реванш мрачным юмором. Подражая свободе самовыражения, берем силой общего гнева против официоза. И вот, что приходит на ум. Оказывается антисоветчина весьма банальное чувство. Хохмить по поводу советского герба или пятиконечной звезды — слишком просто. Тот же Уорхолл совершенно не страдал никаким ни антиамериканизмом, и ни антисоветчиной. Его Ленин всего лишь пример социального клише, как и портреты Мао Цзедуна и портреты звезд американской эстрады. Его занимает всего лишь равенство этих рекламных явлений в сознании общества, а что продается в яркой упаковке — марксизм-ленинизм или томатный суп Кэмпбелл — не важно для вечности.

Нас злит то, что его восхищает. Это особенно видно на серии картин Уорхолла «Серп и молот». Меньше всего американца тревожит союз крестьянства с промышленным пролетариатом. Он всего лишь любуется красотой изгибов серпа, наслаждается прямизной молота.

Идеологические символы вступают на его картинах в некий грациозный танец, где молот мужчина, а серп — дама рабочего сердца.

Понятно, что для нас эти знаки облиты кровью, но, увы, увидеть красоту звезды, креста, полумесяца даже свастики русские мастера поп-арта не способны, потому что остаются пленниками отвергнутой, осмеянной и оплеванной идеологии.

Пленниками истории. Как бурлаки Репина мы продолжаем тянуть за собой свое прошлое, потому что без него мы не знаем, что делать с собственной свободой.

Единственный скандал, который случился на выставке, как раз связан с этим не пониманием существа свободы. Речь о коллаже Александра Косолапова «Икона-икра», на которую, я, например, даже не обратил внимания, и которая, однако вызвала гнев верующих, протесты, петиции, обращения патриархии. В конце концов, работу с экспозиции сняли.

Косолапов наложил традиционный иконный оклад, нимб Богоматери и младенца Христа на фотографию, где раскинулся пласт черной жирной сверкающей паюсной икры. Это сравнение веры и жратвы и оскорбило публику из числа христиан. Сам же художник пытался объяснить свой эпатаж ссылкой на слова Энди Уорхолла, который говорил, что кока-колу в Америке пьет и президент и нищий. И, что его коллаж призван передать авторитарность российской системы потребления.

Эти объяснения можно было бы и принять, если бы коллаж Косолапова был остроумен, увы, Мадонна из икры не удалась, потому что тут нарушено чувство меры и цель свободы. Ты свободен? Да. Тогда почему художник сам заковал себя в позу борца, только вместо булыжника пролетариата летящим в висок буржуа, стала банка икры брошенная в икону.

Мы все еще ищем врага, чтобы выразить свои чувства.
Но свободе не нужен повод для творчества, ее первое условие — ты сам не замечаешь того, что свободен.

Случай с Косолаповым стал лучшей иллюстрацией к другой фразе Уорхолла: у каждого человека есть законное право на 15 минут мировой славы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

По теме
10.12.2018
Расходы на его содержание определяются экономикой футбольного клуба.
07.12.2018
Продлится вялотекущая борьба с самозанятыми, число бедных будет расти.
07.12.2018
Ситуация с использованием стадиона на Стрелке покажет степень эффективности региональной власти.
07.12.2018
Еле сводят концы с концами не 10 процентов нижегородцев, а в 2,5-3 раза больше.