16+
Аналитика
19.09.2019
На развитие трамвайных перевозок в Нижнем Новгороде направят 23,6 миллиарда рублей.
19.09.2019
Вслед за Новинками к Нижнему Новгороду должно присоединиться Афонино.
18.09.2019
Поэтому финансирование из регионального бюджета совершенно логично.
18.09.2019
Придется пересматривать и секвестировать бюджет, сокращать расходы, просить Москву подбросить денег…
17.09.2019
Где при этом чиновники располагаются, не принципиально.
17.09.2019
Этот институт не может формироваться методом назначения.
16.09.2019
Общественная палата Нижнего Новгорода может усилить свое присутствие в повестке дня.
16.09.2019
Для успеха «умного голосования» нужны определенные условия.
13.09.2019
Общественная палата была площадкой самореализации общественных гражданских инициатив.  
13.09.2019
Вынос органов власти из Нижегородского кремля – лишь благие намерения.
12.09.2019
Второй созыв Общественной палаты Нижнего Новгорода должен учесть ошибки первого.
12.09.2019
Что будет представлять собой Нижегородский кремль после освобождения от административных функций?
6 Октября 2010
322 просмотра

Без головы-2

Про «нонишную «философию истории» (по следам
документального телесериала «Отдел»)

А на горизонте Истории Ибанска

уже маячила колоритная фигура
Хряка.

В одной руке фигура держала
маленький кукурузный початок,

не достигший молочно-восковой
степени зрелости,

а другой делала большой кукиш.

Одна нога у фигуры была босая,

фигура громко икала и бормотала
лозунги:

НОНИШНОЕ ПАКАЛЕНИЕ, ТВОЮ МАТЬ,

БУДИТ ЖИТЬ ПРИ ПОЛНОМ ИЗМЕ.

(Александр Зиновьев. «Зияющие
высоты»)

Пост-ибанцы, очутившиеся в
нашем времени, растерянно и без особой радости озираются по сторонам: где это
мы? К ним принадлежат и остатки того поколения, которому был обещан «полный
изм», и закономерное, хотя и недостаточное по численности, прибавление их
младших потомков, которым коммунизма не обещали, но манили либерализмом,
правовым государством, рынком, демократией etc. Есть и совсем младшенькие,
которым вообще ничего не обещали, кроме вставания с колен, стабильности и
нашизма, хотя впереди и зияет высота сколковской наномодернизации. Многие
хотели бы, очень хотели бы куда-нибудь, пусть и не в социальный рай, но просто
в нормальную жизнь. Вместо этого вокруг – условия социального ада.

Некоторые пост-ибанцы хотят понять,
отчего это так случилось, и в чем природа «изма», пост-изма» и
«пост-пост-изма». Вторые хотят, чтобы первые ничего не поняли и придумывают
новые мифы о будущем и прошлом. Из этого разнообразия толкований возникают
противоречия, скандалы, произведения, доносы и т.д., то есть какая-никакая
культурная жизнь. Многие считают, что главным хитом этой жизни в эрефии стала в
московскую осень — 2010 история с беспрецедентно наглым «наездом» на учебник
истории, выпущенный профессорами Московского университета ещё несколько лет
назад. А я вот думаю иначе: не смотря на высоту рейтингов и количества
комментов, мне приглянулся документальный телесериал «Отдел» (про ибанскую
«философию»), который демонстрировался на канале «Культура» 6 – 9 и 13 – 16
сентября сего года. Первые свои впечатления от него я уже описал. Несмотря на
то, что вышло длинно, статья оказалась фактически не законченной, многие сюжеты
телепроекта А.Архангельского остались без внимания, а тут еще история с
«историей». Поэтому и «история», и «философия» вновь в центре нашего внимания.
Подозреваю, что они как-то связаны. Оперативность комментария, разумеется,
потеряна, но что значит несколько недель, когда речь идет о «вечных» проблемах
философии и длительных исторических периодах, преодолеть которые никак не
удается.

1. Сумерки мысли. Поколение

Проблем в этом, по-своему
замечательном, теле-проекте поднято так много, что даже теряешься, с чего
начать (или даже продолжить, как в случае с данным эссе). Начну, пожалуй, с
субъективных впечатлений, правильность/ошибочность которых доказывать не надо –
они просто у меня были. С большим недоумением я смотрел, как некий герой
«Отдела», доктор философских наук, декламировал свои корявые вирши, про то, как
он занимался сексом с марксистской доктриной. Философского стихотворчества я не
оценил и заподозрил, грешным делом, что этому творчеству не достает ума – не в
каком-то ваковско-диссертационном, монографичесом, метафизическом и т.д.
смысле, а в самом обычном. Та же история, кстати, произошла со мной и в
отношении однофамильца философа, другого популярного мыслителя, принадлежащего
к позапрошлому веку. Разочарование во всеединственном софиологе и проч., и
проч., началось у меня после прочтения воспоминаний, как он шутил и говорил не
на специальные темы. Но – это – дело вкуса, конечно.

Другой герой сериала, уже покойный
Щедровицкий, показался просто недоступным уже моему слабому уму. И здесь я не
нашелся ничего сказать, кроме как вспомнить переделанную пословицу: «не так
страшен черт, как его малютки», то бишь нынешние «игротехники», «методологи» и
прочие специалисты по пи-ар манипуляциям и другим приемам взрезания сознания
консервным ножом.

Многие другие персонажи фильма
останутся и вовсе без внимания. Я же не официальный критик, чтобы соблюдать
политкорректность и раздавать всем сестрам по серьгам, а пишу крайне субъективные
зрительские заметки.

Центральными персонажами фильма, на
мой взгляд, явились фигуры А.Зиновьева и Э.Ильенкова, чьи шинели висели
рядом
, чья работа, по утверждению создателей фильма, привела к созданию
философии в СССР, которая, оказавшись в тупике, привела их к трагическому
концу.

Фигура Зиновьева кажется наиболее
противоречивой (здесь мы можем вспомнить еще один документальный фильм
«Культуры «Александр Зиновьев: зияющие высоты» — очень удачно получилось).
Противоречия начинаются со стиля: в зиновьевских книгах масса замечательных
мест, которые раздерганы на цитаты, но читать это все подряд очень утомительно,
создается впечатление какой-то монотонности, «стеб» быстро приедается. Но не в
стиле только дело, а ещё в «логике» и истории. После возвращения в Россию
(очень достойный поступок!) Александр Александрович Зиновьев оказался
непримиримым критиком «катастройки» (его словечко!), в отличие от многих, кто
стал служить новой либерально-воровской власти. Однако идеи этого очень
оригинального мыслителя использовались агитпропом зюгановской КПРФ (еще та
«оппозиция»), журналом «Наш современник» и т.п. Самым грустным было узнать из
фильма, что, оказывается, А.А.Зиновьев стал поклонником «новой хронологии»
академика Фоменко (в этом месте, сначала у меня было: «академика Лысенко» —
опечатка по Фрейду). Но роднят этих авторов не только тексты, где историческая
реальность никак не хочет согласовываться с их логикой и математическими
расчетами, но и картины-рисунки, сделанные рукой Зиновьева и Фоменко, в чем-то
до боли похожие. Специально еще раз посмотрел их в Интернете. Даже сквозь
пиксели монитора проступает метафизический ужас, какая-то тоска и ощущение
безысходного тупика (что хорошо подмечено создателями фильма). И что первично
здесь: наше бытие или его отражение в трагическом сознании?

Вопросом о природе идеального
годами мучился Эвальд Ильенков – сумеречный советско-марксистский диалектик –
фигура, быть может, еще более трагическая. Сознание сильного, неординарно
мыслителя попало в некий капкан, из которого не нашлось выхода. Кроме
самоубийства (о страшном его способе рассказано в фильме). Пусть коллеги
Ильенкова из «желтого дома» (И-та философии) продолжают обсуждать природу
идеального, «диалектическую логику» и т.п. Мы же обратили внимание, как даже одна
из коллег в фильме ужасалась тому, что такой философ как Ильенков прославлял
погромный труд Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», который бедных
советских студентов также заставляли учить в обязательном порядке, выдавая сиё
за образец философствования. Вот она – еще одна операция над сознанием нации на
протяжении нескольких поколений!

Кажется, я знаю, о чем идет речь.
Уже после гибели философа вышла его небольшая книга (Ильенков Э.Ф. Ленинская
диалектика и метафизика позитивизма. Размышления над книгой В.И. Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм». М. 1980). Поскольку автор этих строк
неравнодушен к истории и теории фантастики, то сей труд перечитывал в связи с
ильенковским разносом романа «Красная звезда». В начале века, его автор,
А.Богданов, был одной из главных мишеней Ленина в его эмпирио – а- кри- – ме…
Тьфу, язык сломаешь! Кто читал Богданова, знает, что этот социалист, позднее
отошедший от большевиков и занявшийся опытами с кровью, являлся также автором
оригинальных фантастических романов. Он на примере «Марса» предлагал более
спокойный и эволюционный путь к социализму, нежели тот, что задумали и
осуществили в России представители «воинствующего материализма» и
«революционной диалектики», с их политикой массовых расстрелов и концлагерей. И
вот эту «воинствующую» позицию Ильенков, по сути, и защищает. Есть от чего
помутиться сознанию!

Но ведь философ мог быть и другим.
Когда-то он работал со слепоглухонемыми детьми в загорском интернате, в
результате чего некоторые из них смогли даже получить диплом МГУ, то это было
действительно выдающееся достижение советской науки – заголовок посвященной
этому эксперименту статьи в «Вопросах философии» не был преувеличением. А
увлечение «сумеречного марксиста» Рихардом Вагнером – ильенковские заметки о
его музыке были напечатаны еще в советское время: редкий случай такого
глубокого понимания композитора, проникновения в философско-музыкальную ткань
его произведений. И наряду с этим – прославление большевистского
«материализма»! Диалектические противоречия носили антагонистический характер –
сапожный нож нашел горло философа. И это не было только персональной трагедией
носителя разорванного ума.

И другие, казалось менее
драматические примеры, говорят о том, что целая генерация далеко не слабых умов
оказалась в тупике, в сумеречной интеллектуальной зоне. Хотя, казалось бы,
никто персонально никого не заставляя мыслить и жить именно так. Когда социолог
Борис Грушин превзошел подвиг солдата Швейка и описал более восьмиста пражских
пивных, а потом заметил, что «жизнь была прекрасной, но бесполезной» — это тоже
невесело. Казалось, что избранные, интеллектуальная элита, думали не о том,
занимались не тем, в итоге и они, и масса жили не так, и не знали, как жить
дальше. Приключения ума в СССР дают множество материала для иронии и сарказма
по поводу его носителей. Мы смеемся, порой очень зло, но это не означает
злорадства. В конце концов, те, кто думает, даже самым неприятным нам образом,
для нас гораздо ближе тех, кто думать не хочет и/или не может. Увлечение
компартией, новой хронологией, диалектикой революционного насилия или пивной
социологией – это, конечно, выглядит диковато. Но сможем ли мы сегодня, в еще
более сложной и драматичной ситуации найти ответы на свои вопросы. Над
героями «Отдела» можно насмехаться, но можно и завидовать им. Они жили в
условиях жестких идеологических ограничений, но субъективно были часто
счастливы, ибо имели иллюзии, которых нет уже у нас. В «Совке» интеллектуалы
были окружены идеологически красными флажками, а двери спецхранов можно
было украшать табличками «Не влезай! Убьет!». Некоторые все равно лезли,
но многим ведь казалось, что и не нужно – все как-нибудь рассосется. Жизнь в
70-е годы, которая со слов «отдельцев» предстает каким-то кошмаром, для
большинства наших сограждан, наоборот, была эпохой невиданного ранее
спокойствия и благополучия. Философские тревоги смутно предсказывали грядущую
Смуту, и она пришла, начавшись с надежд «перестройки». После всего этого жить с
иллюзиями будет для нас уже как-то нечестно, да и «отделов», где можно отсидеться
вроде не осталось. О чем бы не начать думать по-настоящему – везде опасно. Если
не зарываешь голову в песок, то детскому инфантилизму «шестидесятников» и пр.
места нет.

Одной из самых опасных тем в
пост-«отдельскую» эпоху стал национальный вопрос. Впрочем, если даже
брать его не в полицейско-политическом, бытовом или идеологическом плане, но и
чисто в интеллектуальном плане, проблема эта надежного укрытия не обещала.
Исходя из содержания фильма, рассмотрим всего один, но очень показательный
пример

2. «Казус Мамарда-варнадзе».
Мераб и другие

Создается впечатление, что главным
советским философом был Мамардашвили. Как раз в этом сентябре отмечалось
80-летие со дня его рождения. Как написала «Новая газета»: «Мераб Мамардашвили
стал философом в стране, в которой уже в течение энного количества десятилетий
не было философии». (Новая, №102, 15 сентября 2010).

От подобных заявлений можно просто
окупеть, извините за грубость. Конечно, для «либерализированных» журналистов в
РФ характерно, что в своих передачах, статьях и т.д. они неумеренно привыкли
хвалить тех, кого считают своими. (А кого им стесняться?) Но неужели такие
журналисты и их редакторы-кураторы считают всех остальных полными идиотами и
невеждами. Просто напомним, что «в течение энного количества десятилетий»,
когда, кстати, земляки великого философа стояли во главе партии и НКВД, в
стране жили и творили, например, Алексей Лосев и Владимир Вернадский. Они
мыслили, философствовали действительно на «мировом уровне», хотя ежедневно
подвергались смертельной опасности (Лосев побывал в лагере). Подобной же
оптикой часто отличается и фильм Архангельского, в нем М.М. посвящена целая
отдельная серия.

Вот смотрю я на экран и вижу там
одного из самых отвратительных персонажей эпохи «катастройки», видного политического
герострата — Э.А.Шеварнадзе. Великий грузинский (советский) политик что-то
рассказывает о великом грузинском (советском) философе. В кадре также книга
соплеменника.

Присмотрелся я, и полез в свои
книжные шкафы. Чертыхаясь от долгих поисков, извлек из третьего ряда
М.Мамардашвили «Как я понимаю философию» (М. 1992) в мягкой обложке. Что там
можно прочитать? Наряду со многими интересными статьями и интервью с
замечательными идеями, например, такое: «Политически активная часть абхазского
этноса участвовала в создании грузинской государственности и грузинской
культуры. И это необратимо. Поэтому сказать грузину, что Абхазия может выйти из
Грузии (…) – значит сказать примерно то же самое, что Грузия может выйти из
самой себя» (С.318). Но немногим ранее тот же мудрец утверждает, имея в виду
культурно политическую традицию русского народа и русской интеллигенции: «Литва
права … Но ведь мы прожили столько лет вместе, с этим надо считаться. Имеется в
виду: считаться» не просто прагматически, в политическом смысле слова, а то,
что мы жили вместе, мы вас любим и понимаем. И эта претензия на любовь и
понимание просвечивает нередко в самых демократических натурах. Как будто есть
право, которое вытекает из любви и понимания. Между тем «подобное право»
является, в сущности, проявлением того же нигилизма. Ведь нам ясно, что мы
любим, и поэтому имеем право, как герой известной повести «Москва – Петушки»
обсуждать вопрос «По какую сторону Пиренеев больше уважают русского человека –
по ту или по эту?» (С.316 – 317). Первоначально данное интервью с Мамардашвили
под названием «Нигилизм и национальный вопрос» было опубликовано 6 марта 1991
года в «Литературной газете», бывшей в то время одним из «прожекторов
перестройки».

Итак, вы что-нибудь поняли из
фрагментов посмертного интервью, кроме того, что дававший его философ может
мыслить сложно и неординарно. И какая литературная эрудиция, сколько сарказма в
адрес русских и осторожности в адрес своих. Русские не имеют права бороться за
целостность империи (здесь по некоторым моментам критикуется даже академик
Сахаров!), но зато для грузин Абхазия – это Грузия и все попытки отделения это
происки коммунистов и советское наследие. Конечно, Мерабу не нравился
Гамсахурдиа и тому подобная публика, но вот в «Отделе» приводится высказывание
одного знакомого философа, который вспоминает, что при упоминании Абхазии и
Осетии с рафинированного эстета и эрудита слетал весь его философский лоск и он
превращался в зверя! Удивительно, как это подобные воспоминания сохранились в
фильме неотцензурированными, возможно, это дальнее последствие «пятидневной
войны».

Вот так! И речь идет не каком-то
полуграмотном пастухе или люмпене, а об интеллектуале, прекрасно знающем
мировою литературную и философскую классику. И куда только подевались
воспоминания о Данте и Прусте, а также всякие там «картезианские размышления».
По сути, Шеварнадзе делал в политике то, что Мамардашвили совершал мысленно.
Страну русских можно развалить и сдать не за понюх табаку, зато своих
сепаратистов будем давить нещадно. Отсюда и операция в Абхазии (1993) и рейды в
Цхинвал (пойманным осетинам грузины любили поджигать усы). Кстати, разве сама
война между Россией и Грузией в августе 2008 года и реакция на нее, не
характеризовала определенный «философский» настрой в обеих странах?

Не хотелось бы быть неправильно
понятым и /или превратно перетолкованным. Здесь я пишу не о грузинской политике
как таковой – это всего лишь пример. Однако пример показательный и очень
интересный с точки зрения отдельного национального характера. В нем ведь многое
заключено. С одной стороны, всяческий культур-мультур, оригинальные достижения
и почетное место в медиа (Тенгиз Абуладзе и Борис Акунин, Мераб Мамардашвили и
Тина Канделаки), с другой, проявления разбойного поведения (Иосиф и Лаврентий,
Джаба и Мишико) в сочетании с полнейшим имморализмом по отношению к русским
(«Ларису Ивановну ХАЧУ!»). По отдельным представителям о народе не судят? Ну,
конечно. Однако, кто из этого народа «покаялся» перед русскими за преступления
«кремлевского горца» или «иностранные дела» Шеварнадзе. Да, бог с ними, не одни
они такие (поляки кричат о Катыни, но молчат о красноармейцах, погибших в
концлагерях Пилсудского; латыши не могут забыть пакт Риббентропа-Молотова, но
как-то не очень вспоминают подвиги своих «красных стрелков» после революции, ну
и т.д.) Я пишу сейчас не обо всем этом «интернационале», а о сознании своих денационализированных
интеллигентов, которые как «попки» бездумно повторяли всякую ерунду про себя.
Наша интеллигенция считалась мозгом, головой нации, но роль эту не выполняла.
Взять, к примеру, отношение к мифологеме «покаяния», раскрученного после
известного грузинского фильма. Покаяние – это дело, конечно, хорошее, и прощать
друг друга – это по-христиански. Для того чтобы расчистить завалы в
межнациональных отношениях, надо бы искренне покаяться и простить друг друга.
Однако нельзя же требовать абсолютной святости от одного народа и ничего не
предъявлять другим. Подобные «предъявы» — это ни что иное, как способ
манипулирования сознанием, хорошо известный специалистам по информационным
войнам. Подобные штампы не только замусоривают национальное сознание, но и
ведут к жестоким потерям. Наши попугаи твердили про покаяние, часто забывая
уточнить, перед кем? кому? за что? Или из той же картины: «какая дорога ведет к
храму?» Но к какому храму – вдруг к ваххабистской мечети? Нашли, где «ночевала
тучка золотая
»? (Кто не в курсе, так назывался перестроечная повесть
Приставкина о выселении чеченцев в войну). Нашли или не нашли, но до сих пор
ищут. Насколько можно понять претензии к учебнику Барсенкова-Вдовина, одно из
«преступлений» русских историков связано именно с этим сюжетом.

Бог ты мой, что нам только не
приписывали и кого только не объявляли «мыслителем дум». Вот фрагмент из того
же «отдела» (часто повторялся в рекламе фильма): буддист, востоковед и «философ
одного переулка» А.Пятигорский с характерными истеричными интонациями,
открывает истину о том, что те люди, которых в ХХ веке убивали в России, сами
вроде к этому стремились. (Буквально не помню, но мысль такая). И – какая
интересная — у этого переулочного философа мысль! Оказывается, русские офицеры,
оставшиеся в Крыму, просто жаждали быть расстрелянными бандами палачей под
руководством Белы Куна и Розалии Землячки; а русские и украинские и другие
крестьяне заваливали челобитными коммунистических вождей с просьбой устроить им
коллективизацию и голодомор; в ГУЛАГ ехали по комсомольской путевке, получаемой
в социалистическом соревновании… ну, и так далее.

Собственно, какая-то доля правды в
этом есть, особенно если учитывать психологию самих революционеров, а также
отношение массы к вождям. Но оригинальной эта идея была не у Пятигорского, а
еще у дядюшки Зигмунда, который трактовал вождя как коллективную проекцию
отца-патриарха, от которого масса желает испытать силу неограниченной власти
(См. прочее про либидо, бессознательное и мазохизм, о чем можно прочитать в
работе Фрейда «Психология масс и анализ человеческого «Я»). Да, какое
направление философии у нас не возьми, любое можно вывернуть и истолковать в
русофобском духе. Была бы соответствующая установка.

3. Номенклатурные сны и
идеологические грезы. Contra

Возможно, мы зря столь скептически
относимся к фрейдизму и т.п. В фильме “Отдел» есть моменты, в трактовке которых
без консилиума светил психоанализа не обойтись. Не будем обращать внимание на
такую мелочь как отдельные вирши про «секс и философию». Как в
одноименном азиатском кино там нет ни того, ни другого. Но вот анализ
сновидений – это же конек психоаналитиков. И в нашем фильме есть такой СОН.

Без всякого стеснения
рассказывается о фрагменте из дневника товарища Черняева, которому однажды
приснилось, будто к нему подошел сам Брежнев, достал из штанов свое хозяйство и
начал на него, Черняева, мочиться. Бедный Анатолий же не знал, что делать:
уклониться от струи Леонида Ильича или стоять на месте, соблюдая партийную
дисциплину. В фильме, который по времени показывался немногим позже передачи
«Спокойной ночи, малыши», об этом клиническом для психоанализа случае
рассказывалось в более грубых выражениях. Вообще, «Отдел» получился
удивительным по откровенности.

А чего, вообще, им стесняться.
Возможно, накануне, Черняев просто злоупотребил коньяком из своего
номенклатурного пайка или перепил в кремлевском буфете, да мало ли что
происходило, о чем мы не знаем. Вот и приснилось. Однако, вспомним, а кто такой
этот сновидец. Не тот ли, что прикрывал по партийной линии «идеологические
шалости и анти-партийные выходки» своих друзей из «отделов», будущих «прорабов
перестройки». Не тот ли, кто в период «катастройки» дослужился до должности
помощника самого генсека Горбачева и написал обо всем этом интереснейшие
мемуары?

Да, это именно тот человек.
Черняевский дневник (См.: Черняев А.С. «Совместный исход. Дневник двух эпох.
1972—1991 годы». М., 2008. Ранее, уже в постсоветский период, горбачевский
помощник успел тиснуть еще три книги воспоминаний) стоит читать всем
интересующимся вопросом как трансформировалась «духовная ситуация времени» за
десятилетия до перестройки и во время нее, как готовились номенклатурные запалы
и собиралась идеологическая взрывчатка, разнесшие к чертям советский социализм
и советскую страну вместе с ним.

Воспоминая этого и ряда других
номенклатурщиков (их книги после краха КПСС и СССР пошли косяком) дают нам
удивительную картину отечественной истории, пусть часто и лживую, но детальную,
пошлую, если угодно, антифилософскую. У нас как-то привыкли представлять
великие исторические события как нечто трагическое, героическое, когда
задействованы великие герои и чуть ли не хтонические силы. Русские, советские и
частично даже постсоветские мыслители терзали свои незаурядные умы в расчете
именно на такой масштаб. А что, если он не таков? Что если «крот истории» роет
не миллионопалой клешней Партии, а грешками и смешками миллионов ее мельчайших
винтиков-функционеров? Что если История стучит по столу жизни не «громящим
кулаком», а оборачивается какой-то очередной глупостью, загогулиной и
нестыковочкой – «хотели как лучше»,
короче. Что же тогда, надо читать
поменьше умных книг и побольше глупых мемуаров, чтобы понять каков в
действительности наш социум в отношении с хроносом.

Не знаю, не берусь отвечать на
такие сложные вопросы. В историческом процессе есть и низкое и высокое, и
великое и мелкое, и грандиозное и пошлое – и история многострадальной России –
не исключение. Но впечатления имеются и не дают покоя. Прочитано немало работ
про Русскую Систему, Русскую Власть, Русскую Идею, не говоря уже про затертую в
цитатах пресловутую Соборность – все с заглавных букв и во всемирно
историческом масштабе. Но как перейти от этого масштаба к мелочам жизни и
сделать это хотя бы мысленно при оценке нашей исторической практики и ее
перспектив. Здесь размахивание философией и оперирование абстракциями, которые
пишутся с заглавных букв, может стать контрпродуктивным.

Что до русской власти в ее
отношении с обществом, то народ часто безмолвствует, давая ненавистной власти
уничтожать саму себя. Последний самодержец роняет
Самодержавие, последний генсек курочит механизм Партии. Всемогущество
оборачивается бессилием. Так называемая оппозиция оказывается сильной только
задним числом; на деле при царе большевики были разогнаны по подпольям и
эмиграциям и сами мало на что надеялись, а советскую диссидентуру почти
повывели лагерями, психушками и высылкой за рубеж. И вдруг – все рушится, и оказывается,
что мыслящие о будущих перспективах страны в очередной раз думали не ту думу и
дули не в ту дуду.

Есть большая опасность, что все
опять будет так же. Собственно, я пишу в других выражениях о том же, о чем и в
первой статье «Без головы». Сама по себе история советской философии или ее
отдельные представители, как и воспоминания о них, меня не сильно волнуют. Но
какова роль нашей собственно «безголовости» в оценке ситуации видно на примере
истории с предыдущей перестройкой.

Поиграем чуть-чуть в «альтернативную
историю». Знаю, что историки-профессионалы это не очень любят, но ведь оценка
исторических событий начинается с вопроса «что было бы, если бы…». Что было бы,
если бы перестройка началась иначе и проводилась бы другими людьми? (Допустим,
что крах советского социализма был неизбежен, и он разваливался под грузом
собственных противоречий). Даже не perestroika бы произошла, а какая-нибудь
альтернативная «переделка»? Легко из этой переделки мы бы все равно не
выбрались, неизбежны были бы и потери, и ошибки, и преступления. Не обошлось бы
и без традиционного ответа на традиционный вопрос, который звучит так:
«Воруют!». Конечно, воровали бы, конечно ошибались бы. Но – может быть, не так
много. Но – может быть, обогащались бы, но не курочили бы нажитое в СССР с
таким садистским остервенением. Но – может быть, заботясь о себе любимых и
родне, не продавали бы военную технику на металлолом за копейки и не теряли бы
контроль над стратегическими отраслями и предприятиями. Но – может быть, не
сдавали бы за просто так внешнеполитические позиции, завоеванные ранее русской
кровью. «Может быть» зависела от степени осознания российский интересов новой
(пусть и с традиционными чертами) российской власти. А в текущей реальности, в
произошедшей истории «перестройки» она была почти предельно антироссийской и
антирусской. Можно, конечно, видеть в этом некую мистику традиционной Русской
Системы или клясть по привычке русскую судьбу. Но можно к анализу «катастройки»
подойти и более приземлено. Многое зависело от того, какая группировка
оказалась ближе к рычагам реальной власти – раз; и – как само общество
осмысливало и реагировало на ход стремительных изменений в СССР, что оно думало
накануне его распада и т.д. – два. Есть и другие факторы, конечно, но при
осмыслении этих двух мы можем сильно продвинуться в понимании прошлого и
предвидении будущего.

Те, кого интересует история (в
широком смысле) сильно бы помогли ответу на первый вопрос, если бы
воздержались, хотя бы временно, от выдумывания историософских схем о «русской системе»,
«судьбе», «идее» и т.д. Занялись бы они анализом политических раскладов,
положения в позднесоветском социуме, короче, ответом на вопрос: «почему
победили эти, а не те?

Ну, а любителям «философии»
небесполезно поинтересоваться осмыслением духовной ситуацией и тем, каком
пост-изме будут жить нынешние и последующие поколения россиян. Это небесполезно
уже для того, чтобы в канун следующей «перестройки» не дать одурачить себя
русофобскими «философемами» и «идеологемами», изучая прошлый опыт о том, как страну
и народ оставляли БЕЗ СВОЕЙ ГОЛОВЫ, разбираться в приемах манипулирования,
которым снова интенсивно подвергается сознание отечественных элит и масс.

И – попытаться противодействовать
этому по мере наших слабых сил, которые, однако укрепятся, если мы подойдем к
этому вопросу серьезно.

Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.

По теме
11.09.2019
В высоконаучном Нижнем Новгороде не могут найти источник загрязнения воздуха…
11.09.2019
Нижегородским властям удалось провести выборы на минимальной активности избирателей.
10.09.2019
Местным руководителям «Единой России» и облизбиркома по совести нужно бы подать в отставку.
10.09.2019
30 процентов убыточных нижегородских предприятий это проявление общероссийских тенденций в экономике.
Подборка
array(1) { ["ELEMENT"]=> array(67) { ["ID"]=> string(6) "144255" ["~ID"]=> string(6) "144255" ["NAME"]=> string(190) "Компания «Зеленый город» увеличит производство фруктово-ягодных наполнителей в Нижегородской области" ["~NAME"]=> string(190) "Компания «Зеленый город» увеличит производство фруктово-ягодных наполнителей в Нижегородской области" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21013" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21013" ["DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21014" ["~DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21014" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 18:20:28" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 18:20:28" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(107) "/news/kompaniya_zelenyy_gorod_uvelichit_proizvodstvo_fruktovo_yagodnykh_napolniteley_v_nizhegorodskoy_obla/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(107) "/news/kompaniya_zelenyy_gorod_uvelichit_proizvodstvo_fruktovo_yagodnykh_napolniteley_v_nizhegorodskoy_obla/" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(100) "kompaniya_zelenyy_gorod_uvelichit_proizvodstvo_fruktovo_yagodnykh_napolniteley_v_nizhegorodskoy_obla" ["~CODE"]=> string(100) "kompaniya_zelenyy_gorod_uvelichit_proizvodstvo_fruktovo_yagodnykh_napolniteley_v_nizhegorodskoy_obla" ["EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144255" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144255" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["type"]=> string(8) "material" } }
array(1) { ["ELEMENT"]=> array(67) { ["ID"]=> string(6) "144254" ["~ID"]=> string(6) "144254" ["NAME"]=> string(97) " Нижегородский банк «Ассоциация» признан банкротом " ["~NAME"]=> string(97) " Нижегородский банк «Ассоциация» признан банкротом " ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21011" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21011" ["DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21012" ["~DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21012" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 17:42:16" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 17:42:16" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(60) "/news/_nizhegorodskiy_bank_assotsiatsiya_priznan_bankrotom_/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(60) "/news/_nizhegorodskiy_bank_assotsiatsiya_priznan_bankrotom_/" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(53) "_nizhegorodskiy_bank_assotsiatsiya_priznan_bankrotom_" ["~CODE"]=> string(53) "_nizhegorodskiy_bank_assotsiatsiya_priznan_bankrotom_" ["EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144254" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144254" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["type"]=> string(8) "material" } }
array(1) { ["ELEMENT"]=> array(67) { ["ID"]=> string(6) "144253" ["~ID"]=> string(6) "144253" ["NAME"]=> string(120) "Нижегородская область планирует вовлечь в оборот 400 тысяч га леса" ["~NAME"]=> string(120) "Нижегородская область планирует вовлечь в оборот 400 тысяч га леса" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21009" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21009" ["DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21010" ["~DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21010" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 16:43:16" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 16:43:16" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(76) "/news/nizhegorodskaya_oblast_planiruet_vovlech_v_oborot_400_tysyach_ga_lesa/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(76) "/news/nizhegorodskaya_oblast_planiruet_vovlech_v_oborot_400_tysyach_ga_lesa/" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(69) "nizhegorodskaya_oblast_planiruet_vovlech_v_oborot_400_tysyach_ga_lesa" ["~CODE"]=> string(69) "nizhegorodskaya_oblast_planiruet_vovlech_v_oborot_400_tysyach_ga_lesa" ["EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144253" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144253" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["type"]=> string(8) "material" } }
array(1) { ["ELEMENT"]=> array(67) { ["ID"]=> string(6) "144252" ["~ID"]=> string(6) "144252" ["NAME"]=> string(157) "Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде построит для ГТЛК 20 сухогрузов проекта RSD59" ["~NAME"]=> string(157) "Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде построит для ГТЛК 20 сухогрузов проекта RSD59" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21007" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21007" ["DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21008" ["~DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21008" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 15:53:44" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 15:53:44" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(96) "/news/zavod_krasnoe_sormovo_v_nizhnem_novgorode_postroit_dlya_gtlk_20_sukhogruzov_proekta_rsd59/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(96) "/news/zavod_krasnoe_sormovo_v_nizhnem_novgorode_postroit_dlya_gtlk_20_sukhogruzov_proekta_rsd59/" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(89) "zavod_krasnoe_sormovo_v_nizhnem_novgorode_postroit_dlya_gtlk_20_sukhogruzov_proekta_rsd59" ["~CODE"]=> string(89) "zavod_krasnoe_sormovo_v_nizhnem_novgorode_postroit_dlya_gtlk_20_sukhogruzov_proekta_rsd59" ["EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144252" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144252" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["type"]=> string(8) "material" } }
array(1) { ["ELEMENT"]=> array(67) { ["ID"]=> string(6) "144251" ["~ID"]=> string(6) "144251" ["NAME"]=> string(201) "Депутат ЗСНО Александр Шаронов раскритиковал доклад замминистра сельского хозяйства Нижегородской области " ["~NAME"]=> string(201) "Депутат ЗСНО Александр Шаронов раскритиковал доклад замминистра сельского хозяйства Нижегородской области " ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21005" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(5) "21005" ["DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21006" ["~DETAIL_PICTURE"]=> string(5) "21006" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 15:08:50" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "19.09.2019 15:08:50" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(107) "/news/deputat_zsno_aleksandr_sharonov_raskritikoval_doklad_zamministra_selskogo_khozyaystva_nizhegorodskoy/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(107) "/news/deputat_zsno_aleksandr_sharonov_raskritikoval_doklad_zamministra_selskogo_khozyaystva_nizhegorodskoy/" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_NAME"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_DETAIL_PAGE_URL"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_PICTURE"]=> NULL ["PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["~PROPERTY_AUTHOR_PREVIEW_TEXT"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_BIG_SIZE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_FOTO_AUTOR_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_AGE_VALUE_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE"]=> NULL ["PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_ENUM_ID"]=> NULL ["PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["~PROPERTY_POS_VALUE_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(100) "deputat_zsno_aleksandr_sharonov_raskritikoval_doklad_zamministra_selskogo_khozyaystva_nizhegorodskoy" ["~CODE"]=> string(100) "deputat_zsno_aleksandr_sharonov_raskritikoval_doklad_zamministra_selskogo_khozyaystva_nizhegorodskoy" ["EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144251" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(6) "144251" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(18) "infoportal_news_s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["type"]=> string(8) "material" } }