16+
Аналитика
21.01.2022
Главным драйвером роста нижегородской экономики стала промышленность, в первую очередь, высокотехнологичная.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
20.01.2022
Юбилей объединил усилия правительства Нижегородской области, предприятий и НКО.
19.01.2022
В следующие годы мы будем наблюдать реализацию потенциала, аккумулированного регионом в 2021 году.
17.01.2022
Введение QR-кодов в масштабах страны сегодня обернулось бы полным провалом.
17.01.2022
Инициатива «Единой России» о приостановке рассмотрения законопроекта о QR-кодах вполне разумна.
13.01.2022
В Нижегородской области проведена очень серьезная работа по сохранению историко-культурной среды.
13.01.2022
Удержать планку на поднятой в 2021 году высоте – это было бы круто.
13 Февраля 2008 года
130 просмотров

Эстетический уровень россиянина — крашеные силикатные блоки

Нужно ли заботиться о сохранении Старого Нижнего?

Дело в том, что от Старого
Нижнего к настоящему времени осталось и так достаточно мало. Ценность Нижнего
Новгорода состояла в том, что город состоял не из отдельных зданий — у нас был
сохранен ансамбль городской деревянной архитектуры Средней России. Поскольку
основное строительство в эпоху индустриализации происходило в нижней части
города, то в верхней части, особенно в историческом центре, удалось сохранить
ансамбль Старого Нижнего, комплексность застройки. Именно это сейчас
практически полностью потерялось.

Очень часто эти здания называют
ветхим фондом. Тут путаются две вещи – дело в том, что старость или древность
того или иного архитектурного объекта – не равнозначные понятия. Даже очень
старое здание не будет ветхим, если его соответствующим образом поддерживать и
содержать.

И если мы возьмем другие города –
например, Стамбул, древний Константинополь, — то там есть целые кварталы
(причем именно там находятся самые дорогие и привлекательные для туристов
небольшие гостиницы) деревянной архитектуры – одно-, двух-, трехэтажных домов XIX, XVIII, XVII веков
постройки. И они стоят, никто их сносить не стал. И именно они сохранили образ
эпохи, давно уже ушедшей. То же самое происходит и в старых городах Европы, и в
Китае.

Если вы приезжаете в Пекин, или в
Нанкин, другой крупный китайский город, у вас не вызывают никакого интереса
одинаковые во всем мире стеклобетонные панели крупных комплексов
административных и бизнес-центров. Куда идет человек, чтобы увидеть древний
Китай? Он идет смотреть кварталы, в которых сохранились здания, архитектурные
комплексы из прошлого этой страны. Эти островки небольшие, но именно они и
представляют ценность.

А все эти строящиеся из бетона и из
крашенного силикатного кирпича объекты — они функциональны, но не несут в себе
никакой ни исторической, ни эстетеческой нагрузки. Вспомните, как строятся
города Америки. Для нового строительства сносятся высотные здания. Почему их
можно сносить спокойно, и никто никогда не выступает за их сохранение? Потому
что они не обладают абсолютно никакой ценностью. Вся их цена равна цене
материала, из которого они сделаны.

Европа в этом смысле всегда была
носителем ценностей, которые выходят за пределы стоимости строительных
материалов. Ценностей эстетических, духовных и исторических.

Мы теряем самую ценную часть
Нижнего. И это неотвратимо и необратимо. Ничего равноценного, более-менее
достойного с архитектурно-технической точки зрения взамен пока не создается, да
и создаться, пожалуй, не может. Чтобы понять, почему, — достаточно глянуть на
корпус архитектурно-строительной академии, которая является кузницей наших
архитектурных кадров, и посмотреть, как общим усилием, общим интеллектуальным
творчеством выстроили такую альма-матер выстроили сами для себя
академики-архитекторы.

Здание, в котором они сидят,
феноменально с архитектурной точки зрения, потому что если взять любого
пятиклассника, и попросить нарисовать фасад 
пяти-шестиэтажного здания, он возьмет в руки линейку, и расчертит
прямоугольник. Именно такое здание и построили академики архитектуры для своего
собственного института. Если уж они сами для себя такое строят, то ничего более
достойного они не смогут создать и для кого-либо другого. Да и спроса этого со
стороны современного общества нет.

Когда говорят, что та архитектура,
которая сейчас уничтожается, есть наше архитектурно-эстетическое наследие, надо
трезво понимать, что в этих словах таится ошибка. Собственное наследие никто
никогда собственными руками не уничтожает. Почему оно уничтожается так быстро и
равнодушно? Просто потому, что оно не является наследием тех людей, которые
сейчас живут в Нижнем Новгороде. Та архитектура – наследие русской культуры, а сейчас
в Нижнем Новгороде, как и во всей России, живут советские люди, люди новой
общественно-экономической формации. Ныне они именуются россиянами. Вот у
россиян эстетический и культурный уровень — это крашеные силикатные блоки,
которыми они заставляют пространство. Вот это им понятно, этого они хотят – и
получают.

Понятно, что остановить разрушение
той культуры, которая для них совершенно чужда, и к которой они не имеют
никакого отношения, просто невозможно. Так что всем нам, ныне живущим, остается
уловить последние огоньки, последние отблески уходящей навсегда в прошлое
великой русской культуры.

По теме
12.01.2022
В сложных условиях 2021 года правительству региона удалось выполнить все стоящие перед ним задачи.
12.01.2022
Активно развивается инфраструктура, дающая все возможности для полета научно-технологической мысли.
12.01.2022
Год запомнится нижегородцам не только ограничениями, затруднявшими жизнь граждан и функционирование экономики.
11.01.2022
За счет подъема экономики в 2021 году региону удалось значительно увеличить собственные доходы.