16+
Аналитика
13.12.2019
За короткий отрезок времени предприятие стало поставщиком множества негативных новостей.
09.12.2019
Тарасова увидела что-то такое в документах ЕЦМЗ, и решила вовремя уйти в отставку.
13.12.2019
Нижегородская «Единая Россия» отмахнется от возврата прямых выборов мэров, как и от решения КС.
12.12.2019
Заксобрание делает небольшую уступку в пользу административного ресурса.
12.12.2019
Они отказались рассматривать отмену запрета на шествия по Большой Покровской.
11.12.2019
Ирина Тарасова, проработав три недели на посту директора ЕЦМЗ, увидела что-то такое, что предпочла вовремя оставить это кресло.
11.12.2019
Общественный транспорт нижегородской агломерации начинают рассматривать как единую систему.
10.12.2019
Все агломерации выстраивают организацию общественного транспорта по сетевому принципу.
09.12.2019
ЕЦМЗ – монополист, а при монополии негативные последствия неизбежны.
06.12.2019
Повышение стоимости проезда до 35 рублей не так сильно бьет по нижегородцам, как отсутствие единого проездного.
05.12.2019
Почему «Единая Россия» отказывается выполнять закон Нижегородской области?
05.12.2019
Мэрия Нижнего Новгорода намерена избавиться от части подвалов в многоквартирных домах.
6 Августа 2012
240 просмотров

Фауст: продажное счастье

Фильм хорошо снят и вскользь касается насущных проблем, но что с ним
делать — неясно

Фильмы Сокурова  относят к серьёзному кино, поэтому их
аудитория невелика.  В России так принято:
глубоко, понятно и остро не выходит, а если сложнее – тоску навевает. Однако
последняя его картина собрала почти рекордное число зрителей – более ста
тысяч.  Скорее всего,   на интерес  
повлияли – и главный приз 
фестиваля в Венеции-2011, и завершение тетралогии о власти, и  сюжет по поэме Гёте. Странно, что выбор пал
на «Фауста», ведь в прошлых частях у героев были реальные прототипы, но
увенчать многолетний труд автор решил классикой.

Ход беспроигрышный и
внимание обеспечено, жанр мистического триллера 
популярен, да и любопытно было, как преломится в великой поэме тема
власти. Смотреть Сокурова нелегко: манера вязкая, действие медленное и сцены
немного тяготят. Зритель словно, ледокол, врезается в торосы кадров, трещит по
всем бортам, ёжится от холода, и масса времени впереди. Нелегко приноровиться,
но если поймать ритм, скучать не придётся, и 
о многом подумать успеешь.

«Фауст» получился  неожиданным: действия много, эволюция сюжета
ясная, изображение   мертвенно-зелёное,
и, хотя манера  прежняя, внимание не
теряется. Автор отказался от поэзии в диалогах, сюжет идентичен поэме, но
воплощён в иных событиях. Например, в оригинале Мефистофель принимает облик
собаки и студента, у Сокурова он – ростовщик, 
по Гёте  Фауст убивает  Валентина у дома Маргариты, по фильму – в
таверне. Получился другой вариант истории о сделке с дьяволом. Вероятно,
изменения сделаны для придания действию большего реализма.

Довольно быстро
проявляется образ Фауста. Доктор разочарован, оставил врачевание, огрубел  душой и обнищал, а поиск денег становится
главным делом. Его помощник Вагнер восклицает: «Чёрт там, где деньги», но
доктор готов к самоубийству. Учёный 
увещевает себя: «Хороший человек и в своих тёмных устремлениях ведает,
что творит», но уныние одолевает, и он сдаётся, ведь «всё переходящее есть
только боль». У Фауста нет ни радости, 
ни сострадания, знания не сделали умней, вера утрачена, но знакомство с
ростовщиком Маврикием меняет ситуацию.

Маврикий увлекает
Фауста в   прачечную, где купается,  обнажая уродливое тело, слепленное из кусков
и без мужского атрибута. Прачки потешаются, а доктор увлекается  юной Маргаритой, буквально заглядывая ей под
подол. Мечтали о страсти – получите, и похоть охватывает учёного. Дальнейшее
предопределено – чёрт кощунствует над верой и помогает Фаусту, а тот флиртует с
Маргаритой, надеясь на соитие. Фауст для вида сомневается в бесовстве
Маврикия, но чёрт не раз совершал колдовство, а девичье тело распаляет мозг. В
итоге доктор проникает в постель к Маргарите, не гнушаясь смертью её матери, и
бежит с лукавым из города в мир мёртвых.

Похоть передана до
невозможности выпукло – доктор буквально обнюхивает тело Маргариты, скользит
вниз живота, а лобок крупным планом на весь экран. Пусть для Европы это норма,
у нас как-то  не к месту. Маргарите в
поэме около пятнадцати лет, Фауст – мужчина зрелый, ныне на растление  тянет. Впрочем, в прошлом сей грех закон не
охватывал и он был в порядке вещей.

Мало того, Сокуров   почему-то 
аккуратно поднимает «еврейскую тему». Фильм начинается с некропсии, но душу не нашли, труп с  мужским хозяйством подняли вертикально, а
внутренности упали в таз. Неожиданная 
аллюзия на  распятие Христа и
утрату веры. Ростовщичеством в Средневековье часто занимался богоизбранный народ. Фауст 
скорбно ходит в шапочке, подобной хасидской
кипе, служанку зовут Ида, у  дома ожидают иудеи, и на
библейский манер он побивает камнями  ростовщика. Под таким ракурсом фильм
приобретет нетолерантное прочтение.

Добротно передан облик
германского городка, и постепенно мы 
погружаемся в атмосферу грубоватых провинциальных нравов. Усиливает
эффект присутствия в прошлом фактура лиц 
персонажей. Без сомнения, работа Сокурава не
уступает стилизациям Херцога и Стеллинга.
Всё это существенно, но практически мало что даёт:   коллизии фильма известны, порицаемы и давно
являют общее место.  О какой власти
режиссер повествует в этот раз?

Утрата смысла рождает
эгоизм и нежелание служить людям, толкает к 
бездействию и нищете. Деньги развращают, а продажность ведёт к
злодейству. Фауст жаждет услады и утраченной   
силы разума, восклицая в финале: «Бог не знает, я знаю!». Значит, суть в
гордыне, но это не ново. Конечно, в фильме нет нотаций, но и откровение не
будоражит. Скорее, другая идея – если тоскует мужчина,   ищите женщину, и тяготы как рукой снимет.
Либидо решит все проблемы, и черт не помешает, валяясь под камнями, а Фауст восторженно
умчится в ледяную даль.

Эка невидаль:
несчастный учёный  обалдел
от умствований,  совратил девицу,
убил  героя войны и скрылся от
правосудия. Негодяй, ату его, но  тешить нас притчей о пагубной страсти, когда
в России народ развращается под властью династии, несколько странно. Любой правитель
– наши президенты,  Чавес,
Ротшильд или  Буш – дают богатый материал
завершить тетралогию, а на фоне 
финансового кризиса тема диктата теневых воротил просто насущна. Вместо
этого лезем в прошлое, переиначиваем Гёте и неспешно препарируем самовлюбленного
интеллектуала.

Положим, для эстетов
стильная экранизация с привкусом тлетворной эстетики   европейской рефлексии – как манна, и киноакадемикам приятно наградить   мэтра мирового кино.  Массовому же зрителю не по рангу судить о высоком. Только тронь светило, грош тебе цена, «чумазый не
может играть на пианино». В России всего-то с десяток мастеров, они умело
снимают о частном, но показать реальный корень всех бед они не желают.  Живут себе за облаками и мыслят о вечном.

Впрочем, неявное
назидание в «Фаусте» было – в первых кадрах с неба свисает   зеркало, с него срывается лента и  летит к земле. Смотрите, господа, из вашего
завтра на своё сейчас, как бы говорит Сокуров, я лишь покажу, на что вы похожи,
а что с образиной делать  – сами решайте, да не уподобляйтесь пляшущей
на луне обезьяне.  Лихо придумано: чего
бы ни увидел – ты увидел, а что не додумал – про то режиссер думал, и не
подкопаешься.  Согласен,
должна быть в  фильме   загадка, тайна всегда притягивает. В
«Фаусте» с виду есть недосказанность, сразу не сообразишь, упустил что-то или
пыль в глаза пускают. За то ценят 
виртуозов бегущего кадра.

Все персонажи внешне
противны и будто липкие. Фауст симпатии не вызывают, ростовщика – прибить   бы его, но 
вокруг таких мир вертится, и надо изучать.
Народ недалёк, глуп и суеверен. Маргарита не вызывает сострадания. Досадно за
девицу, наделенную красотой, а когда подле неё собираются бесы, и Фауст спешно
ретируется,  остается презрение. Топайте  в ад, 
доктор, туда вам и дорога. Неприязнь не покидает на протяжении всей  картины.

Странно выглядит сцена
с Вагнером.  Пока Фауст маялся, его ученик  
создал гомункулуса, но показал его почему-то Маргарите. Не то от
неразделённой страсти, не то от безысходности. Вроде обозначен гений Фауста,
повлиявший на   создание искусственного
разума, и Вагнер недооценён, а вот и 
клонирование, но изюминку это   не
привносит. Линия сюжета недоработана, а патетика сцены только мешает.

Картина снята на немецком, перевод  как
бы создаёт иллюзию многомерности. Оно и верно,     натужно звучат диалоги по-русски  в наших боевиках и мистике,  а в переводе западных экшенов
и триллеров  –  прилично и весомо. Однако вы, друзья, как ни
ловчите, всё нас никак не восхитите. Навязчив до противного
эротизм учёного мужа, да и глупо так выпячивать. Ранняя половая жизнь
наших подростков уродует их души, что в пятнадцать лет вытворяют мальчики  и девочки, вам и не снилось. Взрослые только
плечами пожимают, мол,  не уследишь, если
чёрт за плечами, время такое, когда Бога забываем. Ну, если из реклам, сайтов и
журналов голые красотки выпрыгивают, и  не такое выйдет. Иначе надо показывать, чтобы
проняло и задумались.

Слов нет,  мало христианской набожности в Евразии, и
чёрт Маврикий поучает: «Есть простое средство выживать без денег и колдовства –
обрабатывать свой кусок земли, пахать и сеять». Фауст лишь смеётся: «Такое
ограничение жизни не для меня». Верно, простой труд избавляет от дьявольских
соблазнов, но куда правителей и олигархов девать? Знатному доктору и вельможа,
и бюрократ малозаметны, а труженику  –
налог и законы, как удавка. Можно всю жизнь честно пахать, а от бед не
избавишься. В вере и правде наше спасение, но власть ко лжи склоняет.

Гётовские
мечты о пользе познания и  труда
малоприменимы в России.  Что немцу
хорошо, то русскому – смерть: сколько не обустраиваем страну, нам же боком
выходит. Трудиться разучились, в менеджеры и торговцы стремимся, а наши фаусты-инженеры быстро иноземным фирмам продаются и не
страдают. Платили бы больше. Да,  
«Фауст» выделяется в нашем кино, хорошо снят и вскользь касается
насущных проблем, но что с ним делать – неясно.

Все темы подняты   много раз, а особой идеи в фильме нет.  Кому действительно нужно понять мистерию  добра и зла, будет тесно и томно.  Для родителей фильм мог стать темой общения,
да откровенные сцены смутят и отвратят  
детей, и ответить будет нечего. Вот киноманы посмакуют удачно  расчленённые игры ума и оприходуют очередную
порцию деликатеса. Кто-то просто выругается и 
промолчит. Можно долго аллегорически распространяться об окаянном
цинизме, но будто не замечают на земле обвинений, продолжая пестовать эгоизм и
распространять  страшную реальность
продажного счастья…

Оригинал материала
опубликован на ленте АПН

По теме
04.12.2019
В ситуации, когда городская власть не держит слово, повышение стоимости проезда вполне оправдано.
04.12.2019
Отказ повышать выплаты пенсионерам на проезд не уменьшит поддержку «Единой России» в Нижегородской области.
03.12.2019
Хочется думать, что результаты Нижегородской области по нацпроектам в конце года будут значительно выше, чем 1 июля.
03.12.2019
Никитину стоит принять управленческие решения в связи с двукратным увеличением строительства ледовой арены.
Подборка