16+
Аналитика
18.06.2021
Возможно, старым партиям, привыкшим действовать прямолинейно, сделать это будет более сложно.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
09.06.2021
Основные пункты в программе празднования 800-летия Нижнего Новгорода будут выполнены.
07.06.2021
Идея паркограда «Нижний» укладывается в стратегию пространственного развития России.
07.06.2021
Система праймериз позволяет найти достойное применение способностям активных молодых людей.
04.06.2021
В этой процедуре сегодня участвует множество волонтеров и представителей общественных движений.
03.06.2021
На праймериз этого года была отмечена самая высокая конкуренция за время проведения этой процедуры.
02.06.2021
Переход на электробусы и электромобили отвечает международным трендам, но как он будет реализован в Нижнем?  
02.06.2021
Участие в праймериз дает неоценимый опыт, который пригодится не только в политике.  
28.05.2021
«Том Сойер фест» становился все более заметным явлением в жизни Нижнего Новгорода.
27.05.2021
Нужно дать людям возможность развиваться, покупать билеты в театр, книги, продукты лучшего качества.
26.05.2021
Безусловный базовый доход позволит реализовать себя каждому гражданину.  
24 Апреля 2012 года
212 просмотров

«Гармоничное сочетание актера и зрителя рождает новое искусство, которое не умрет никогда»

Директор Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный работник культуры Российской Федерации рассказал о развитии театра в Нижегородской области.

Труппа Нижегородского государственного академического  театра драмы им. М. Горького недавно
вернулась с гастролей из Москвы. Как труппу приняла московская публика?

Если вкратце говорить, то нас приняли просто на «ура». Я так понимаю,
что московская публика соскучилась по настоящему психологическому театру, а мы
возили репертуар классический, который непосредственно может выразить актерское
мастерство без всяких новых прочтений. Сегодня в театрах есть тенденция:
классику читают по-новому. Классика она и есть классика. Поэтому мы дорожим тем
репертуаром, который свозили в Москву, и семь дней были полные залы, каждый
спектакль принимался стоя, было очень много цветов. Мы получили хороший
результат, который показал, что театр нужен и именно психологический, русский.

Мы очень часто выезжаем на фестивали, ежегодно посещаем три-четыре
фестиваля в России. И везде отмечается наш театр, как лучшая труппа периферии.
Мы дорожим тем творческим коллективом, который у нас есть. Те гастроли, которые
были – это своего рода отчет перед москвичами. Всегда было престижно съездить в
Москву, показать результат работы. И гастроли у нас сложились.

Насколько полезен такой обмен площадками с театрами России?

Это, однозначно, очень полезно. И в Советские времена была такая
гастрольная практика, и мы уезжали на два-три месяца по обменным гастролям.
Министерством культуры РФ каждому театру выдавалась разнарядка, и был обмен
театрами между городами. Это работает на творчество, потому что новый зритель,
новая реакция в зрительном зале. Актеры совершенствуют свое мастерство, потому
что спектакль воспринимается по-новому. И возрастает ответственность актера:
если на «стационаре» он знает, где какая реакция будет у зрительного зала, а
обменные гастроли дают результат и работают на творчество.

Мы с 2006 года ежегодно выезжаем на гастроли, и это престижно, и тем
самым мы прославляем не только свой театр, но и Нижегородскую область. И хочу
поблагодарить Правительство Нижегородской области. В этом году был учрежден
грант для гастролей, и это серьезное подспорье для коллективов, которые
выезжают на гастроли. И мы стали первыми, кто его получил.

Справка: в соответствии с Перечнем поручений
Президента России Правительством Нижегородской области учрежден грант в размере
одного миллиона рублей. Начиная с 2012 года, ежегодно лучшим профессиональным
коллективам на конкурсной основе будут выделяться на гастроли эти средства.

Способен ли театр существовать и развиваться
без помощи государства или региона?

Ни одно искусство автономно жить не сможет. Хотя может, но какое это
будет искусство? На потребу жителю? В нашем театре классический репертуар, и
держать его сложно. Современный житель привык больше к «развлекаловке». Основа
нашего театра – это серьезный репертуар, и те традиции, которые у нас были в
театре, мы сохраняем. Конечно, без поддержки государства мы не сможем
существовать. Тот доход, который мы получаем от реализации билетов, частично
идет на содержание имущества, оплату коммунальных услуг, плюс у нас еще новые
постановки. Мы в год выпускаем четыре премьеры. И без какой-либо дотации театр
просто закроется, или будет работать на рыночной основе, как это сейчас делает
телевидение. Государственная политика должна присутствовать. Если
здравоохранение и образование развивается в рамках государственной программы,
то мы в скором времени подойдем к тому, что у культуры будет государственная
программа, и деньги будут выделяться.

На последней коллегии по культуре Губернатор Валерий Шанцев заявил, что
с 2013 года финансирование культуры будет увеличено. Очень приятно, что наше
Правительство разворачивается к культуре лицом. Хотя и до этого мы не ощущали
недофинансирования. Как бы сложно не было в регионе, а на культуру деньги
выделялись всегда.

Как вы оцениваете развитие театра в регионе?

Я оцениваю положительно. Буквально в последние 10-15 лет наш театр
постоянно гастролирует. Показатель популярности театра – это зритель, который
приходит и голосует ногами. Если зал пустой, значит, мы что-то не так делаем.
Мы не испытываем недостатка в зрителях, у нас всегда полные залы. Другое дело,
что сейчас на москвичей стали реже ходить. И это тоже показатель того, что не
совсем качественную продукцию привозят.

На протяжении нескольких лет ценовую политику мы выдерживаем, чтоб
театр был общедоступным. Потому что в основном ходят бюджетники: учителя,
врачи, очень много молодежи стало ходить. И поэтому не ставим высокие цены,
пусть лучше зрителей будет больше. А москвичи привыкли работать по заоблачным
ценам, а результат нулевой.

В нашей области театр находится на хорошем уровне. На последнем
фестивале, который был в марте, председатель жюри Шалимова Нина Алексеевна
(прим. преподаватель истории
русского театра в ГИТИСе, историк театра, театральный критик), посмотрев
все театры в области (Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров), дала очень
высокую оценку, и у нее сложилось очень хорошее мнение о наших театрах.

Есть ли будущее у театра в Нижегородской области?

Конечно, есть.

А какое оно?

Только положительное. Вот сколько раз говорили, что с появлением
телевидения театр умрет. Нет! Это живое искусство, его ни задушишь, ни
затопчешь – ничего с ним не сделаешь. Потому что здесь есть живое общение.
Зрительный зал и актер на сцене, чувствуя дыхание друг друга, рождают новое
искусство. Даже кино не смогло побороть театр. Все равно театр свою нишу
занимает, и он будет занимать. Есть люди, которым действительно интересно
прийти и посмотреть постановку в зале, потому что они хотят живого общения,
сиюминутного сопереживания. Потому что каждый спектакль рождается заново,
реакция зрителей дает толчок актеру немного менять состояние своей души и
передавать его зрителю. Гармоничное сочетание актера и зрителя рождает новое
искусство, которое не умрет никогда.

Справка: по данным министерства культуры Нижегородской области ежегодно
на территории региона реализуется большое число различных творческих проектов:
так, с 2005 по 2011 годы были проведены IX, X
и XI международные
фестивали искусств имени А. Сахарова «Русское искусство и мир», Ежегодный
Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская
осень», два Всероссийских фестиваля хоровых коллективов имени Л. Сивухина,
Ежегодный Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Хрустальный ключ»,
Ежегодная культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества» и другие. Кроме
того, в прошлом году открылся V
Российский театральный фестиваль имени М. Горького.

Напомним, что со 2 по 8 апреля 2012 года Нижегородский государственный
ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М.Горького
гастролировал на сцене Московского театра «Содружество актеров Таганки». 2
апреля в Москве состоялось открытие гастролей театра спектаклем «Дядя Ваня»,
который отмечен наградами многих российских театральных фестивалей. Всего же
нижегородцы представили пять спектаклей: «Дядя Ваня» А. Чехова, «Женитьба» Н.
Гоголя, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Гранатовый браслет» А. Куприна,
«Одноклассники» Ю. Полякова.

По теме
26.05.2021
Общественная солидарность невозможна без гарантий обеспечения базовых потребностей со стороны государства.
25.05.2021
Опасения по поводу СБД связаны с отсутствием понимания того, насколько важен для России человеческий капитал.
25.05.2021
Эти 10 тысяч рублей можно начать выплачивать уже с января 2022 года.
25.05.2021
Базовый доход будет распространен практически на каждого гражданина нашей страны.