16+
Аналитика
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.01.2022
Главным драйвером роста нижегородской экономики стала промышленность, в первую очередь, высокотехнологичная.
20.01.2022
Юбилей объединил усилия правительства Нижегородской области, предприятий и НКО.
19.01.2022
В следующие годы мы будем наблюдать реализацию потенциала, аккумулированного регионом в 2021 году.
17.01.2022
Введение QR-кодов в масштабах страны сегодня обернулось бы полным провалом.
17.01.2022
Инициатива «Единой России» о приостановке рассмотрения законопроекта о QR-кодах вполне разумна.
13.01.2022
В Нижегородской области проведена очень серьезная работа по сохранению историко-культурной среды.
9 Октября 2012 года
265 просмотров

Говорит и показывает

Прямой
эфир струит Зефир

Если
говорить о технической стороне дела, то первый прием телевизионного
изображения, переданного с помощью радиоволн, произошел у нас где-то
году в 1936-м. Для того, чтобы принимать такое изображение, нужен
специальный радиоприемник, а
изображение
можно
было
видеть
в специальную дырочку.

Более
технически совершенное и приемлемое
для зрителей телевидение появилось у нас, в городе Горьком, позже, в
1953-м году, когда заработал так называемый любительский телецентр.
Он
располагался
в клубе имени Фрунзе —
напротив
зенитно-артиллерийского
училища.
Это были пробные передачи. Показывали какие-то фильмы, потом началась
передача изображений из самого любительского телевизионного центра.

29
сентября 1957-го года было закончено строительство большого
телецентра. Тогда
и
началось
полноценное телевидение в городе Горьком. Хотя его появление тоже
было поэтапным. Первые передачи были таковы: диктор рассказывал о
новостях, а новости эти иллюстрировали несколькими фотографиями,
сделанными фотокорреспондентом, бывшим на месте событий. И даже
переход от демонстрации нескольких фотографий к демонстрации полутора
десятков фото воспринимался как нечто сверхъестественное.

Затем
наступила «новая эра телевидения». Инструментом
телевизионщиков стала поступившая к ним на «вооружение»
так называемая «пэтээска»
– передвижная телевизионная станция. Появилась возможность
выезжать на место событий с телевизионной камерой и вести передачу
прямо оттуда. Это уже был прямой эфир.

Тексты,
которые в ходе такого прямого эфира зачитывали журналисты, дикторы –
«литовались», то есть предварительно утверждались
цензурой. И в этом смысле прямой эфир все-таки не был прямым эфиром в
современном
понятии – цензура никуда не исчезала. Но технологически этот
все-таки был эфир прямой, что явилось гигантским прорывом в истории
не
только горьковского
телевидения,
но и
телевидения вообще.

Работники
телевидения при этом испытывали гигантскую нагрузку —
профессиональную,
техническую и психологическую. Они должны были без повторных дублей
сделать
все с первого раза —
без
запинки, чисто и профессионально. Для
нынешних работников телевидения это служит предметом восхищения и
удивления: как они все это могли делать?!

Нужно
особенно подчеркнуть, что с самого
начала телевидение было региональным. Телевидение начиналось как
телевидение регионов:
передач из столицы не было. Работал нижегородский телевизионный
центр, который не транслировал никаких московских передач. Могли
привезти какой-либо фильм из столицы, могли привезти снятый на пленку
концерт, но показывалось все из горьковской студии. Эфиры были
исключительно местными.

Такое
положение вещей изменилось в начале 1960-х, когда пустили
радиорелейную линию. Это сделало возможным передавать на горьковские
телевизионные приемники передачи центрального, столичного
телевидения. Передачи передавали из Москвы напрямую. Местный
эфир стал меньше по объему.

Затем
появилась вторая программа телевидения, поскольку появился
телепередатчик, который мог передавать сигнал на другой частоте. И
тогда сложился такой порядок вещей: по
первой программе шли в основном передачи центрального телевидения. А
на втором канале шли передачи частично центрального телевидения,
частично – местного.

Затем
произошел еще один прорыв в
истории
телевидения. Возникла
возможность
записи, так
как появились
видеомагнитофоны. То есть запись осуществлялась не на кинопленку, как
это только и было возможно ранее, а
велась
на специфические телевизионные носители.

Первые
видеомагнитофоны были весьма громоздкие, весьма специфичные,
но в целом это изменило всю
технологию.
Появилась возможность, например, вести запись спортивных состязаний —
например,
хоккейных и футбольных матчей. И при этом, что важно, появилась
возможность повтора в эфире голевых моментов в хоккее и в футболе.

Постепенно
на запись были переведены все передачи. Прямой эфир исчез практически
до конца 1990-х годов. Оставались только такие прямые эфиры, как,
например, трансляция первомайской и октябрьской демонстраций
трудящихся, концертов и так далее. Все остальное делалось на видео.

Следующими
шагами было, во-первых, появление цветного телевидения. Но ничто так
не изменило горьковский (нижегородский) телевизионный эфир –
так же как это изменило все в стране – как эпоха гласности
конца 1980-х.

Парад
телесувернитетов

Нельзя
говорить, что ранее не было никаких критических телевизионных
передач, —
они были. Но
все они были санкционированы сверху. У нас в Горьком была такая
передача, которая называлась «Телевышкин», которая
состояла из разоблачительных материалов. На заставке зрители видели
мультяшную фигурку телевизионной вышки, которая в кепочке шла
по улицам города, перешагивая через дома.

С
началом периода гласности критика стала другой. Она стала переставать
литоваться и визироваться в руководящих партийных органах.

В
конце 1980-х годов начались поиски новых форматов —
более
живых. Опять появился
прямой эфир. А в 1992 году произошло образование нескольких
телевизионных компаний, вещавших на различных телевизионных каналах.

Когда
шла эпоха так называемого «парада сувернитетов», новая
российская – не всесоюзная, а российская власть – стала
создавать в том числе и свои
медиа-ресурсы.
И
сперва
телерадиопередающие центры были отделены от непосредственно студий –
чтобы трансляцию сигналов сохранить в руках государства. Вторым шагом
было создание холдинга Всероссийской государственной
телерадиокомпании — ВГТРК. Именно ему подчинили государственные
региональные студии.

Соответственно,
как только вышел этот приказ, Борис Немцов, который был тогда главой
области, издал распоряжение о создании собственной областной
телерадиокомпании. Телевизионная ее составляющая стала называться
ННТВ.

Это
и положило начало разделу телевизионных компаний в Нижнем Новгороде.
Тогда же, в 1992 году появилась и первая частная телекомпания –
«Волга». Начался современный период нижегородского
телевидения. Он
характеризовался
и характеризуется высокой конкуренцией в телевизионном эфире.

При
этом некоторое время у нас было даже больше эфирных каналов, нежели в
Москве или в Санкт-Петербурге. При этом подчеркну – каналов не
кабельных, а именно эфирных. Не все из этих каналов несли полноценный
нижегородский контент, однако само наличие такого количества эфирных,
не кабельных телевизионных каналах

было уникально для России.

Там,
где все стреляет и плачет

Изменилось
ли содержание телевидения,
когда началась конкуренция? Главным образом содержание
изменилось тогда, когда в стране началась гласность. Когда
были сняты не все, но некоторые цензурные запреты. Это было первое
изменение.

Второе
изменение произошло, когда после августа 1991-го года поменялось само
содержание государства, в результате чего распался Союз Советских
Социалистических республик. При этом сильно поменялась идеологическая
составляющая даже в тех передачах, которые были достаточно далеки от
политики. Говоря современным языком, поменялась сама политика
эфирного вещания.

Следующее
изменение, которое происходит в те годы – это заимствование
западных стандартов и форматов телевизионного вещания и перенесение
их на российскую почву. Процесс
характеризовался
появлением другого набора телевизионных передач, отличных от тех, к
которым привыкли телезрители в советское время. Например, стали
появляться различного рода ток-шоу.

Если
раньше зрителям предлагались телевизионные передачи о промышленности
и сельском
хозяйстве,
то теперь эони
стали из эфира уходить. В программе телепередач в советские времена
значились также один-два художественных фильма
в неделю и различные спортивные соревнования. Теперь же фактически
изменилось само планирование телевизионных передач, так называемое
телевизионное программирование. Программы телевизионного вещания
стали составляться с учетом рейтингов.

Нельзя
сказать, что это не повлекло за собой собственных перекосов нового
времени. Из эфира, например, ушли достойные телевизионные передачи,
которые были ориентированы на некую подготовленную аудиторию и,
соответственно, поскольку подготовленная аудитория не могла быть
очень широкой, эти передачи, следовательно, имели сравнительно низкий
рейтинг.

Но,
в любом случае, такое программирование было революцией. Изменился сам
подход. Нужно и можно было показывать не то, что разрешили наверху, а
то, что с большим удовольствием смотрело большинство зрителей.

А
потом начала сказываться конкуренция телекомпаний. Пока
была сильна политическая конкуренция, соответственно, она
порождала интерес к общественно-политическим программам. И в Нижнем
Новгороде появилось сразу несколько конкурирующих служб новостей на
разных телевизионных каналах. Потом при обострении политической
борьбы и развертывании информационных войн, это вылилось в эфирные
войны.

В
новостях
на одном канале говорили одно, тенденциозно, настойчиво,
по-геббельсовски, а на другом канале примерно также, с точностью до
стилистики ведущего. говорилось противоположное.

Но
по мере того как живой политической конкуренции в жизни становилось
все меньше и меньше, так
как становилось
меньше кандидатов, готовых к борьбе за власть, победу на выборах,
готовых тратить большие деньги на информационную подготовку
собственной победы, когда в борьбу на выборах стали включаться
большие политические партии – да и в силу некоторой усталости
людей от этого жанра — интерес к подобного рода программам с
усиленным общественно-политическим содержанием стал падать и,
соответственно, их стало меньше в телевизионном эфире.

Началась
дальнейшая эволюция —
борьба
за внимание зрителя при помощи все более развлекательных и
низкожанровых приемов: демонстрации все более забористых боевиков или
наоборот, все большего количества мелодрам, сериалов, комедийных
программ.

В
эфирном телевидении осталось не очень много передач «для умного
зрителя». Но на федеральном уровне появился телеканал
«Культура», а на региональном уровне компании, надо
отдать им должное, все-таки находят возможность ставить в эфир с
достаточной степенью регулярности телевизионные передачи,
возвышающиеся над средним телевизионным уровнем, рассчитанные на
более взыскательную, щепетильную, требовательную аудиторию.

Тут
есть компромисс между рейтингом и качеством содержания. Или наоборот
– дальновидность в удержании своей собственной аудитории,
которая не побежит смотреть туда, где все стреляет и плачет, где за
кадром раздается смех зала.

Телевидение
и интернет

Что
будет происходить на телевидении дальше?

Сегодня
телевидение оказалось перед той же ситуацией, что и средства массовой
информации вообще. Все
более становится очевидным, что пора переходить к мультимедийным
форматам. Перед прессой эта проблема стоит острее и поэтому пресса
начала движение в эту сторону более явственным образом, но
телевидению тоже от этого никуда не деться.

В
интернете ты кликаешь, куда
и когда тебе
удобно, слушаешь, читаешь. А
телевидение привязано к сетке вещания, оно показывает не тогда, когда
удобно тебе, а когда та или иная передача стоит в программной сетке.

Для
телевидения это положение дел – вызов, в результате которого
оно
теряет свою аудиторию. И на этот вызов требуется ответить, чтобы
выжить. Видео или кино в интернете уже конкурирует с кино по
телевизору, не говоря уже о новостях. Но мультимедийность вещания
будет касаться и других передач —
и
движение в этом направлении неизбежно. Если интернет и не победит
телевидение, телевидение все равно будет вынуждено пользоваться в том
числе и интернетом как средством доставки своего контента.

Возраст
и пол современного телезрителя

Изменился
ли сегодня зритель – в социальном смысле, в возрастном, в
половом? Другой ли сейчас зритель, чем пятнадцать-двадцать лет назад?
Или же у телевидения есть своя устойчивая аудитория, на которую оно,
телевидение, и ориентируется?

Я
думаю, что какая-то своя устойчивая аудитория у телевидения есть.
Прежде всего – это аудитория районных центров – для
телевизионных компаний, чей
сигнал
вещания охватывает территорию Нижегородской области.

Но
если говорить о возрастном составе зрителей, я думаю, что среди
телезрителей каких-то общественно-политических передач, нижегородских
новостных передач стала меньше доля молодежной аудитории. И меньше
стала доля активных людей среднего возраста, которые склонны получать
информацию через интернет.

В
этом смысле портрет нижегородского телезрителя изменился.

Скажем,
женщины, сидящие дома с маленькими детьми и занимающиеся хозяйством –
даже не сибаритствующие и наблюдающие за тем, как приглашенная
домработница справляется с хозяйством, а те которые делают все сами,

проводят
перед телевизором достаточно много времени, потому что делают свою
домашнюю работу весьма часто при включенном телевизоре.

В
свою очередь, человек, который восемь часов в день проводит на своем
рабочем месте, скажем, в офисе, в напряженной работе — склонен искать
чего-то в интернете, смотреть или читать какие-то новости, какую-то
информацию именно там. И он не очень склонен смотреть какие-то
передачи по телевизору дома. Разве что посмотреть какой-то фильм –
хотя все больше и больше людей пользуются интернетом и для этих
целей. Та же индустрия производства DVD-дисков,
их продажи и проката начинает страдать от конкуренции интернета.

С
точки зрения новостей происходят вполне понятные вещи. Новости
выходят в определенное время и если ты успел с работы к их началу, то
посмотрел их, а если не успел – то увы. В интернете же ты зашел
и посмотрел их, когда тебе удобно.

Так
и происходит изменение телевизионной аудитории.

Но
это изменение, перетекание части телевизионной аудитории в интернет
означает, что и телевидению тоже надо частично перетекать в интернет
и восстанавливать аудиторию, которую сегодня оно
теряет,
которая не будет уже в прежних объемах смотреть эфирное вещание.

А
выиграл ли зритель?

Выиграл
ли зритель от того, что двадцать лет назад в Нижнем Новгороде
телевизионных компаний стало много?

Двадцать
лет назад определенно выиграл. А сейчас зритель выигрывает за счет
другого доступа к информационному контенту. И если сейчас говорить о
нижегородских компаниях, то сегодня выигрывают те или иные группы
телезрителей в зависимости от эфирной политики.

Да,
наверное, внимание к жилищно-коммунальным проблемам, к проблемам
благоустройства города остается актуальным для большинства – и
это внимание есть у всех нижегородских телевизионных каналов. И
телезрители, которых эти проблемы волнуют, смотрят соответствующие
новости, передачи с первыми лицами города и области, где отвечают на
вопросы, подобные тем, которые могли бы задать телезрители, которые
эти передачи смотрят. Они внимательно это слушают, смотрят, им это
интересно.

Хотя
и у губернатора есть свой блог в интернете и там существует своя
собственная активность. Но
пока количественно аудитория соответствующих программ с участием
губернатора перевешивает аудиторию губернаторского блога.

Синергетика
будущего

Если
пофантазировать и представить себе, что
раздробившиеся двадцать лет телевизионные компании соединяются в одну
– было ли это выигрышно или проигрышно для качества
телевидения?

Выигрышным
было бы объединение ННТВ и ГТРК «Нижний Новгород». Тут
был бы синергетический эффект, хотя бы с той точки зрения,за счет
того, что две этих телевизионных компании с разной структурой вещания
вещают на одной частоте. И каждая из них не в состоянии выстроить
нормальную еженедельную линейку вещания. То есть в один день одна
телекомпания вещает утром, в а другая – вечером, в другой день
наоборот, в третий день – еще как-то. И это, конечно, сильно
ухудшает их контент.

Объединение
их принесло бы хороший
синергетический
эффект. Но я думаю, что ожидать такого объединения, наверное, не
реально, а реально ожидать разрешения такой ситуации с переходом на
цифровое вещание, когда появится возможность каждому получить свой
полноценный канал.

Что
же касается объединения в одно «Сетей НН», «Волги»…
А что делать с теми нижегородскими каналами, на
которых нет или почти нет регионального
контента? Пусть они существуют отдельно – или мы все объединим?

По-моему,
это все не имеет отношения к сегодняшней повестке дня. Скорее
наоборот: грядущий переход на цифру увеличит количество каналов, в
том числе и эфирных. Собственно, понятие «эфирный»
потеряет свой смысл, потому что цифровой сигнал будет
распространяться и эфирно, и по кабельным сетям. И большое количество
каналов доступно многочисленной аудитории. Собственно, уже и сейчас
массовой появление в крупных городах кабельного телевидения как-то
изменило ситуацию. Потому что нижегородским телекомпаниям приходится
конкурировать не только с федеральным телевещанием, но и с какими-то
специализированными, нишевыми, а также и с международными
телевизионными каналами, например, с такими как National
Geographic
и
Discovery.

Что
бы мне
хотелось пожелать сегодня нижегородскому телевидению? Оставаться
современными, быть востребованными телезрителями. Оставаться на
современном уровне и с точки зрения технологической, и с точки зрения
творческой.

По теме
13.01.2022
Удержать планку на поднятой в 2021 году высоте – это было бы круто.
12.01.2022
Нижегородская область поднялась сразу на 10 позиций в рейтинге управления качеством общего образования.
12.01.2022
В сложных условиях 2021 года правительству региона удалось выполнить все стоящие перед ним задачи.
12.01.2022
Активно развивается инфраструктура, дающая все возможности для полета научно-технологической мысли.