16+
Аналитика
17.05.2021
У клуба есть всё для успешного выступления в Премьер-лиге, но какие цели перед ним поставят?
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
4 Сентября 2007 года
231 просмотр

«Груз 200»: прокляты и забыты

Шум вокруг картины был немалый: «одиннадцатый фильм Балабанова», самое скандальное кино десятилетия, приз гильдии киноведов. Очередное явление культуры. Знакомые в один голос повторяли: «Очень жестко, сценарий и игра актёров – на высоте, смотрится на пределе, но полная безысходность. Тяжело говорить». По-любому надо смотреть.

Тон задает плакат фильма – из тьмы наезжает кулак с наколкой «СССР». Повеяло тюрьмой, нарами и угрюмой дикостью заключенных. Немного топорно, но действует. Прокатчики любят раззадорить зрителя, и до просмотра я попробовал сообразить – чем именно? Наиболее ударно работает старая связка – секс и насилие, и не ошибся. На Западе такой подход к триллеру обкатан, но перенесенный в нашу среду – действует вдвойне. Голливуд чаще устрашает, чуешь выдумку и нервы щекочешь, а наши картины – цепляют за живое, как оживший документ. С первых кадров комок в горле – понурая серость, облупленные стены, скучная одежда и тревожный тон. Будто слышишь: «Смотрите – это мрачный застой совдепа!».

На первой минуте появляется надпись – «действие основано на реальных событиях», значит, не притча, речь о советском прошлом. Приметы эпохи отражены метко, антураж жизни узнаваем, но далее – полный бред. Все происходящее, как наваждение: в гнетущей атмосфере уверенно снуют моральные уроды. Часть сюжета нанизана на «винозаводик». Гнать самогон в СССР – тяжкое преступление, государство строго блюло монополию, поэтому крышует дело капитан милиции. Перед нами преступное сообщество.

Арендатор Алексей – крепкий мужик, философ-самоучка, с угрюмым твёрдым характером. Чего за водку взялся? Негде таланты приложить, чтобы утолить ненависть. Остается спиваться, а попутно – быструю деньгу зашибать. Вообще-то крепкие мужики на «севера» или великие стройки подавались, этот брезгует. Ситуация не редкая, но и ныне за паленую водку обильно садят, а нажива на левом алкоголе – дело паскудное при любом строе.

Капитан Журов – шизофреник и импотент, инфантильный осклизлый биомеханизм. Как дослужился до капитана, непонятно. Для фильма – не суть, вот такой защитник права, значит и остальные не лучше. Судя по его квартирке, деньги с самогона в чулок прятал. При задержании собутыльников на хате или в отделении, когда подчиненный насмерть избивал задержанного, – ни один мускул на лице не дрогнул. Мы словно в Гаити среди полицейских горилл со славянской внешностью. «А что, похоже», – промелькнет у зрителя. Похоже на что? Если равнять по нашим отделениям, похоже: в прессе часто мелькают оборотни в погонах. Недавно, в Подмосковье, прапорщик и майор милиции застрелили двух школьников, расчленили тела и закопали в лесу. Если вспомнить психологию, здесь эффект «переноса» – отождествление реакции от одних событий с другими. Видимость правды есть, остальное – прими на веру. Явный подлог.

Алексея в тюрьме убивают, и выносят труп для капитана. Ход в стиле Дюма, но по фильму это возможно, ведь власть повязана кумовством и самоуправством, а вот на деле – сущий вздор. От неугодных арестантов избавлялись в пиковых случаях – по диссидентству или махинациям, когда нити вели в столицу, а здесь – прямо атеистическое Вуду. Нужен труп – получи. СССР давно распался, поэтому можно порочить милицию, хоть Фредди Крюгером выставляй – не накажут. Не важно, что раскрываемость преступлений в СССР составляла 90% против нынешних 50%, раз в Союзе был тоталитаризм – все возможно, хоть вурдалаками изображай.

Спор Алексея и Артёма о вере и гневная отповедь коммунистам подразумевает глас народа. Смотрится неплохо, не более. По РТР много передач о недавних героях – военачальниках, космонавтах, конструкторах. Красной нитью проходит мысль – люди добились успехов не вместе с коммунистами, а вопреки; народ был умный, а партия – ярмо. То же и здесь, но диспут о Боге длится столетиями, атеизм зародился на Западе, половина нобелевских лауреатов не верит до сих пор. Сейчас полстраны покрестилось, и можно подумать, что люди подобрели и обрели здравость? Уровень криминала втрое больше советского, но почти все зэки при кресте. Кичевый эпизод.

Самое мерзкое – мертвый десантник. По-моему – это цинизм и оскорбление ВДВ. Не знаю, что почувствовал бывший «афганец» и «чеченец», а мне стало стыдно и гадко. Что же надо на уме держать, чтобы так с погибшим солдатом обойтись? Ради смачного эффекта? Недаром Миронов и Маковецкий отказались играть – случай беспрецедентный в нашем кино. А Балабанову все нипочем, еще удивляется. Подогнал сюжет, как по заказу – и родителей у парня нет, и жених, и цинк вовремя прибыл. Совпало, понимаете ли, это же совдеп, и похуже бывало; там все прогнило, куда ни кинь взгляд – тлен. Такой лейтмотив выдал режиссер.

Молодой делец Валерий – прообраз нынешних олигархов. Начинал с малого – где обманет, где смошенничает, и вот – деньги жгут ляжку. Аферист, пройдоха, лицемер и негодяй. С лица симпатичный, манеры вежливые, без мыла влезет и на ушах вывернется. Один наш буржуа как-то откровенничал – с перепродажи «Жигулей» первый капитал получил. Похожи. Вина за Анжелу на нем, но мимо всех проскользнул и в Питере вынырнул для перемен. А облик секретаря? Сытая розовая ряшка, уездный барин – позор партократам. Какая глупость, ты глянь на нынешних олигархов или депутатов – все сплошь секретари райкомов, и лицом, и манерами. Единственный герой – русская баба: забили её мужика, пошла и пристрелила отморозка.

Фильм густо пропитан сексопатией. Показано беспристрастно, шершаво, навыворот. Смотришь и стервенеешь: «Зачем мне эта грязь,  как такое с экрана возможно?». Если российские реалии оценить оком СМИ, то половой изврат повсеместен – и маньяки, и сутенеры, и порно-сайты. Для СССР это – редкость, дикое стечение обстоятельств, и в наши дни – трагедия, но Балабанов хладнокровно тянет в патологию, словно клеймо припечатывает – вот так жили, вот что скрывали. В фильмах по реальным событиям всегда есть послесловие – что стало с героями. Ни словечка, воспаленная фантазия на грани досужего оговора.

Что хотел внушить режиссер, пользуя свой опыт помощника режиссера в 80-ых и 10 лет вынашивая замысел? Последний советский этап – полное падение нравов, тупик власти и безысходность на местах, а броское название – «Груз 200» оттеняет замысел. СССР – безвестная война, а граждане – погибшие от рук партийных моджахедов. Жизнь без надежды, во тьме разложения и пустоты. Бойтесь, люди, советизма, не дай Бог вновь оказаться там! Зритель, запомни и содрогнись, прокляни и забудь – приговор, не меньше.

Думаю, у многих что-то подобное промелькнуло в душе. Пять-шесть миллионов выдохнули со злобой: «Не о чем говорить – ад, время подлости, что угодно, но не социализм». Кино-бомба раскурочила логику, запутав молодежь ручательством мастера. Идеологическая диверсия удалась. Впрочем, выбор всегда остается за человеком. Посмотрим под иным углом.

Все части фильма соответствуют современной России в стократном размахе, а наш день не изображен. Например, в «Жести» откровенно звучит – нормальные люди внутри МКАДа, снаружи – остальные. Показ на Первом канале шёл без реклам в прайм-тайм. Будто устрашали. Балабанов не стал делать «Груз» ни в 2005, ни в 2008 гг., но сейчас – под выборы – исполнил демократический долг. Хитро, а мог снять такой же фильм, изменив 1984 на 2004 год, Афган на Чечню, дискотеки на ночные клубы, а водку – на наркотики. Было бы достовернее, но вдруг МВД не стерпит, или сверху надавят, и главное – эффект слабее. Не выстрелит, а надо в десятку бить.

Балабанов снял много, и всегда «сдабривал» кровь и мерзость. В «Уродах» – ретро-стиль, в «Братьях» – симпатичный герой, в «Войне» – возмездие, в «Жмурках» – юмор, во «Мне не больно» – лиризм, но в этот раз – работал «по-черному». При этом парадокс – герои крушат людей без меры, насилие через край, а Дума всё ищет ростки экстремизма. В «Грузе» хозяйка убила маньяка, и зритель на ее стороне, и вряд ли кто вспоминал о суде и законе. Все же, зачем надо наглухо придавить СССР «основанием реальных событий»?

Фильм пронизан аллюзиями –  оруэлловский год действия, пролог на фоне церкви, крещение преподавателя, пророчество о коммунистах, зарождение рынка, беспредел ментов, бессмыслие Афганистана, антиэкология, ожидание перемен. Стоит наложить картинку на образ Союза из наших СМИ – полное тождество, тогда лента Балабанова – приговор художника.

Фильмов об СССР не много, и всякий раз – проверка на честность автора. Удивляет нарочитость, почти подгон, и закрадывается мысль о соцзаказе. Если задумал вскрыть проказу души, к чему переносить в 84-й год, если хотел обличить – почему не показал причины гибели строя? Попробовал отразить в частном целое, но вышло нелепо, неубедительно, а вот желание смачно растоптать выпирает с экрана. Тогда это личная месть, выплеск эмоций, и к «событиям» отношения не имеет.

Я помню 80-ые и по району, и в городе. Маек с трафаретом СССР не носили, арендатор «под крышей» или танцы в обшарпанной церкви – редкость, задержания проходили мирно, секретари были разные, афганцев чтили, половые извращения – вообще эксцесс. Было, да не в тех дозах, а уродство – вечный спутник цивилизации. Например, Постановление о борьбе с пьянством принято в мае 1985-го, честь высоко ценилась, махинации порицали по сердцу, а Ленинск – название, не характерное для городской провинции. Другая жизнь кипела, в радости и печали, но вне безумия. Не правило здесь, а исключение, замахнулся глобально, да не потянул автор.

Путаный получился фильм, одни предприниматели чего стоят – выходит, вся элита бизнеса нечиста на руку и рыльце в пушку? Что же, если нерешительный народ проворонил судьбу в криминальных 90-ых, то не принимай всерьёз пенсионеров? С этого ракурса фильм чуть ли не откровение. Отнюдь, банальный финал – весело шагает молодежь навстречу новому дню. Никаких выводов, никаких наездов, хлопнул с экрана – думайте, господа. Пустое, почти все «герои» фильма – маргиналы, чего разбираться – душегубы они, их всегда отлавливали, как зверей. Полтора часа препарировал, а о причинах – ни кадра.

Смешон упор на трехлитровую банку пива, простую одёжку или нефирменную кухню. Мода и стили меняются, тогда так было, сейчас – красивее, и не только у нас – по всему миру так. Кого это озаботит, зачем вникать? В кино не доказательство – воздействие важно. Шокируй зрителя, срежь на контрасте, вдави в кресло, чтобы челюсть отвисла – и ты в фаворе. Поменьше однозначности – больше будут обсуждать. Эпатируй до печенки – будет хорошая касса.

Положим, получилась талантливая конъюнктура, за гиперреализмом – домыслы, а сюжет – мимо времени отцов и дедов. Кто захочет, тот разберётся, а кому проще ярлыки вешать – насмерть упрётся. Свобода мнений, не попишешь. Очевидно другое – не доросли мастера искусств до осознания системных ошибок, всё выдумками пичкают. Люди же, внимая киноверсиям жизни, впадают в иллюзии и грезят наяву. Навороты реальности не видят, и пусть хоть всё вверх ногами, лишь бы отдыхать не мешало. Можно и так, но не пеняй на судьбу, если беда настигнет, а все деловито пробегут мимо. В одном Балабанов точно прав – не осмыслив проблемы своего времени, такие бездны и ужасы проморгаем – ни замолить, ни исправить, и чтобы не захлебнуться стыдом, вновь будем в «родимые пятна» прошлого тыкать, пока очередные перемены не накроют всех…

По теме
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?