16+
Аналитика
17.05.2021
У клуба есть всё для успешного выступления в Премьер-лиге, но какие цели перед ним поставят?
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
9 Ноября 2007 года
191 просмотр

«Изгнание»: По ту сторону причин

Знаковым будет 2007 год, слепому ясно, но одно смущает – полный швах или мелькнёт какой-то луч? Давно у каждого своё, а для всех вместе – почти ничего святого. Как иначе – в эпоху глобального торга лишь случай или фильм как-то связывают, но и пару часов – хлеб…

Премьера "Возвращения" в Н-ске прошла мимо, но пропустить вторую картину земляка было бы чересчур. Шум вокруг "Груза" и "12" оттеснили "Изгнание". Жаль, не там бомба взорвалась, а фильм удался, и поперек афиши можно припечатать – "От имени и во имя". Простая история много чего скрывает. Впрочем, изыски ныне ни к чему.

С первых кадров загадка – не то у нас, не то запад. Знакомо, и не здесь. Таинственно-гнетущая атмосфера: мчится машина, пулевое ранение, дождь. Детектив, триллер, драма? И вдруг – семья едет в отчий дом мужа. Действие неспешно, сдержанно, немногословно, но за ним что-то уже виденное. Ах, да – Тарковский. Странно. После будут другие подтверждения.

Звягинцев не дилетант, но почему так явно? Впрочем, взгляд не отвлекает, словно так и должно. О серьёзном скоро не говорят, а с экрана – через тугой темп сюжета.

Всё же волнует – где это, когда? Недавно, но так зыбко и непривычно, а может, отвыкли уже. Ближе к середине Марк скажет: "Что ни сделаешь, всё будет правильно, просто прими решение". Словно хрустнет внутри, ещё не понимаешь, но резкий сдвиг как окрик – ты в картине, события касаются и тебя. И братья ближе, и ситуация не чужеродна.

Кто-то воскликнет: "Можно вдвое короче, тяготит! Едут-идут, моют, едят – сплошь детали!". Чтобы конец быстрее и узнать "про что"? Да, будни, а мы что, не из семьи или вспоминать тяжко? Всё так подробно, чтобы внутри диалог ожил – и как дочь моют, и детям терпеливо отвечают, и на ночь провожают. Всё скупо, но правильно, так и должно в семье – прогулки, общий обед, взгляды мужа-жены. Если быстрее, не зацепит – пробежишь сцену и забудешь.

Ночь, вино, они вдвоём, но идиллия треснула – она изменила и всё прахом. Нерв натянулся и пошёл накат на причину – как всё на самом деле. За столом Виктор спьяну пробормочет: "Что с нами происходит?" и Алекс повторит вопрос. Что у них? Да, как и у нас, оглянись вокруг. Это же притча, а условность, спокойный ритм и тревога лишь в помощь. Чтобы понять себя, география не в счёт. Оттого "тарковский стиль", причём – специально.

Мэтра режиссер не копирует. Тоньше идея. Россия порвала с Союзом — разлом и по искусству прошёл: иные ориентиры, по-другому снимают, а главное – не про то.

Мыло на ТВ, боевик на экране, комеди-срам. Зрелище, как доза: увидел, охнул и наружу… оставаясь таким же, как был. Успокоитель мозгов и гнёт на душу – чуть не заговор.

Мораль читать глупо и совесть не продавишь. Обернул Звягинцев в "тарковскую оболочку" и повёл. При разгуле шоу только по старому и проймёшь, и то – на дистанции места. В рамках современности не тянет тема на вечность, а так – глубокий эффект. Киногруппа из России, о ней и разговор. Дерзко, но задевает.

Кино будто под мелодраму, но тотчас морщишься: при чём здесь, вообще жанр? Совсем очерствели…

Вопрос поставлен: что здесь превыше всего?

Финальный монолог Веры отводит черту и внутри ухает главный калибр, выбивая важные слова: родство и отчуждение, одиночество и близость, мы и я-мне-моё.

Смерть, как кара за оскудение, жизнь – как щедрость любви.

Отлично выдержан ритм – размеренные куски вспарывают ответы, но видишь гораздо больше. Срез за срезом – пощёчина, подозрения сына, аборт, самоубийство, инфаркт брата, письмо, месть, участие друга.

Ошибки, непонимание и слепота постепенно сошлись в вину. Отдалился муж, упустив главное за суетой и работой. Тяжела жизнь или нет – не оправдаться, но убийство родного человека вообще за пределом.

Кем же надо быть или Вера много потребовала?

Смотря от чего мерить. Если новую жизнь впускаешь – только так. А для себя живешь – формальной верности хватит. Женская логика с мужской не везде пересекается, а если измена – буря страстей. Разговор не задался, и связь порвалась. Мы из-за меньшего в пух ругаемся, а здесь счастье перечеркнуто.

Ракурс религиозный – стоит душа сокровищ земных? Много дороже. И впала Вера в штопор уныния, а Алекс усугубил в спешке. Плюс на минус не дали спасения.

25 лет назад Данелия снял "Слезы капали": сухое сердце зло в дом приносит, а из него в социум глупость лезет. Ничего не изменилось, хуже стало. Тогда тень на совдеп наводили, а сейчас вся страна в тени: души остались, а переживать некогда, оттянуться бы. 

…Неважно, почему Алекс отдалился, если решил ребенка умертвить. Всегда одно – мужской гонор, упрямство, эгоизм и паскудство жизни сушат до хамства, и былой трепет ускользает. Любовь нелегко хранить, а у Алекса характер тяжелый: огрубел и упустил нежность. И не объяснишь, пока через утрату не осознает. И оживут строки Нового завета – любовь долготерпит, не ищет своего, всё переносит – но поздно, былое не вернуть.

Ты заматерел, обтёрся в жизни, всё знаешь, везде прав, умным речам не веришь, а испытает судьба – и принципы сомнёшь и прогнёшься. От всей сути, хитрость выживать останется. Гуманизм кому-то закалил характер, но большинство сдувается. Куда им без Бога? Оттого браки распадаются, всюду "девочки по вызову", порно интернет раздувает, а дети с отцами до 18-летия не доживают. Ни указ президента, ни глас искусства, ни статья не сдерживают разбег сердец…

По окончанию – все как на ладони, и без надрыва, но как обухом по голове. Уже на кадрах вагона – муж и жена, словно посторонние. По логике, в семье всё правильно, но чувство ушло, и осталась схема, одна видимость. Говорить надо друг с другом, а не гордость пестовать. В семье один не виноват – оба неправы.

Тревожный тон фильма, как предчувствие несчастья, а детективный мотив начала – для расследования отчуждения. Стоят одинокие дерева на поле судьбы, тоскует бабьей песней душа, но мчит машина суеты мимо неё. От "Окраины" и "Магнитных бурь" столь серьёзно не углублялись. Был "Остров", но не всякий сподобится на монашеский подвиг. Шок испытали, вздыхали много, но приутихли, и забывать стали. "Изгнание" дополнило картину нашей нелепой, почти бездушной реальности. Не мстить и осуждать надо, а разбираться – чище станешь, и реже оступаться будешь.

Не выживает общество без Бога, без заповеди, без оглядки. За 15 лет столько греха наделали – и народ разъединили, и с собой не в ладу. Всё извратили: разговор по душам за лечение. По мечте жить – ты идеалист-шляпа. На честь брезгуем и стаканом смазываем.

Хулиганство за 2 года втрое поднялось, и убиваем, как орехи щелкаем. Если это гуманизм, то потоп – панацея.

Консервы ли платина, пиранья ли тень, жесть ли бригада – убивай, топчи, вешай, всё дозволено…

Эти мысли на заднем плане мелькали. Не жалей себя, забившись в угол под рост ВВП, федеральный проект или пиар выборов. Мы все в глубокой яме, и нет янычара с ятаганом над башкой, чтобы в своё исподнее по маковку окунался.

Не тело для духа – емкость пристрастий, кубышка с алчными глазами. Всего вдоволь, а взять нечего. Перебор? Давай измерим. 

Каковы наши ценности? Денег побольше, кукла-подруга или мачо-спонсор и калейдоскоп – должности-машины, клубы-вечеринки, забавы и постель пошире. Принципы – в нагрузку, плата за зарплату, долг детства и макияж на самость – как обязанность за кайф.

Работяг от топ-персонала лишь формат отличает: попойки в гараже-кухне, рыбалка-лес на выходные, кредит-ремонт, диван-телевизор. Ответственность и участие – ненужная мишура.

Глазеют из глянца журналов и криминальной хроники, и на смену прут ребята маргинальных кварталов и золотая молодёжь от богатых папиков, а интеллигенция, как простыня на ветру. С колыбели до могилы. И затянутые в цветное/черное политические. Кто в черном – честнее, кто в кремлевских слоганах поверх прикида – циничней и гаже. Первым – улыбка, на вторых – ноздри раздуваешь.

…Александр свёл жену в могилу, Марка забрал инфаркт, Роберт бился за друга, Вера во мраке дитё не уберегла, а дети ничего не поняли. Ухнула лавина и беда опустошила семью.

Совпало или подогнал? Увы, хорошему мало места в мире, без трагедии не видно, почти в подполье и легко не поговоришь – истасканы слова. Приходится через зеркало классики.

В век постмодерна, чтобы объяснить, надо трижды вывернуться и не факт, что поймут. Найдется голосок, скривит физио лица и процедит: не то пошлость, не то маразм. Не ранение – пуля в голове.

Можно наложить сюжет фильма на плоскость партий и офисов и прояснится, почему всё криво. Сначала рыхлое единство – каждый верит в свой вариант, а вместе – в примерную цель. Постепенно главы-начальники продвигают своё, невзирая на остальных. Доверие падает, единство исчезает, возникает напряжение, раздор и отчуждение. Внутренняя связь рвется, встаёт выбор – принимать или отказаться. Кого-то гонят, кто-то уходит, а братское чувство подменяет схема. Структура умирает, но функционально живёт. Кто остаётся – черствеет, и на прежних понятиях не достучаться. С годами, как у Алекса – упёртость правоты, остальное – романтизм и детство. Вроде повзрослели, а в активе – логика и расчет. Приобретают мир, а душе вредят, и не замечают за выгодой, что сами обыватели в одеждах политборцов.

Слепые ведут слепых. Сколько фирм и партий исчезло, сколько переделов, судов, скандалов было, отчего взятки да превышения?

…Актеры, оператор, режиссура – все в десятку, все читается, все точно. И Вера – красивая женщина, и Марк – настоящий брат, и пересмотреть хочется, чтобы не загрубеть на толковище бесстыдства.

Простота без пестроты, без спешки. Так взлетишь – от приземлённости дух захватывает.

Отчуждение бьёт точнее раздора, все политико-идейные срезы – следствия, причина – Человечность, Семья и Создатель. Самое близкое и самое совершенное. Старшая реальность и начало всех причин. По одну сторону – Ничто, по другую – Вечность.

Изгнание не исход – сами пустились по миру беспутства, порушив свой рай. Ошибка за ошибкой.

Теорема любви недоказуема и неопровержима, но решение приходит дважды. Сначала немыслимым сиянием, позже – опустошением бездны. И дважды один вывод – на любви всё стоит. Без неё будни оглушают тоской и бешенством, пока не угаснешь в золу, напрочь потеряв веру и смысл.

Сколько еще? Сроков не знаем, но пока отзываемся на шепот гордых желаний, будем тонуть, превращая в абсурд бытие, созданное для блистающего порядка…

г. Новосибирск

Оригинал этого материала опубликован на ленте «Назлобу.ру».

По теме
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?