16+
Аналитика
17.05.2021
У клуба есть всё для успешного выступления в Премьер-лиге, но какие цели перед ним поставят?
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
9 Сентября 2013 года
212 просмотров

Каноны во время чумы

Недавно епископу Таджикскому Питириму задали вопрос – если
друзья позовут на рок-концерт, можно ли православному пойти? Владыка отказал:
друзья поймут, а душе вредно и каноны запрещают. Тут на сайте батюшки поднялся
крик – да как же так, ведь не метал какой-то – благородный андеграунд и фолк, и
всё о добре, красоте и сложностях нашего мира. Нет, милые мои, нельзя, вредно.

Ну, нашим братцам нипочём – нельзя, но немного можно, однако
спросили – напомните, какое правило нарушаем? Пять правил шестого
Константинопольского Вселенского собора. Если просто – нельзя быть исполнителем
или зрителем развлечений, театра, смехотворства, плясок и участвовать в
языческих обрядах. На современном языке к таким забавам относится и рок.
Отойди, мирянин, а «если же кто настоящее правило презрит, и предастся
которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из
клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Чётко и
безапелляционно.

Для епископов важно, чтобы паства в храмах молилась, а не
плясала на концертах, ибо сие равносильно бесовству. Для молодых священников
наоборот – приобщение молодёжи к вере, отсюда и христианские рок-фестивали.
Музыканты или зрители – из крещёных – считают, что надо всё же не путать
откровенно вредное и полезное: рок року рознь. Другие братья и сестры полагают,
что владыкам виднее, нюансы неважны, а что в стране духовная деградация – на то
даны и молитвы во спасение. Лебедь, рак и щука.

Кто же прав, если рок-фесты, такие как «Рок к небу» или «Троица»,
благословляет духовенство? Видно, в клире единства нет, а РПЦ – структура
иерархичная и разночтений быть не должно. Каноны, по сути, приравнены к
Евангелиям, однако в Византии рок не играли, но и атеистов не было. Увеселения
были синонимом язычества, но рокеры, в массе своей, не язычники, а многие –
православные. С другой стороны, все, что вне христианства, можно приравнять к
языческой вере в ложных богов-кумиров. Значит, кино, спорт, шоу, светские
праздники и всякое публичное действо, не освященное РПЦ, – запретные
развлечения, а зрителей из христиан – должно отлучать от церковного общения.
Навскидку – большинство православных. Пахнет средневековой охотой, да и
немыслимо сейчас. Что за дичь, где ошибка?

Если владыки не договорились, то вынужден мирянин сам решать.
На юморе и драме стоит всё искусство, но зачем христианину буйство страстей,
если духовник и Евангелия о том разъясняют? Лишь себя искушать, а полезнее с
собратом поговорить и батюшку расспросить. Прав Питирим, искусство – дело
искусительное, но выставки-фильмы священники посещают, на выборах голосуют и
на исповеди о зрелищах явно не спрашивают. Прямо порочный круг. Другой ракурс
нужен, иначе не разобраться.

От Христа крестились, реально спасаясь от ложной жизни, после
– христианство вогосударствилось, попало под влияние светской власти,
обмирщилось и стало вроде инструкции для совести. Вышла лайт-версия веры, но
многие делают вид, что особой проблемы нет, но любое отступление от заветов –
грех. Это уже на ханжество тянет. В клире-то понимают двуликость ситуации, но
терпят, ибо сейчас по-другому нельзя. Вот здесь и корень – бессилие церкви
перед реалиями. Чем не эпическая трагедия? Случаев масса, недавно отца Павла
(Адельгейма) убили, а митрополит Евсевий (Псковский) гонял его за правду о
церковных перегибах. Неполадки в пробирной палатке, позорище, а верующие лишь
глазами хлопают.

Не только по развлечениям каноны нарушены, но и по бракам с
иноверцами, участию в азартных играх, борделям, разводам супругов,
прелюбодеянию, абортам, ростовщичеству и прочее. Но как проверишь или
помешаешь, если уголовный кодекс не позволяет? Здесь причина бессилия церкви. У
нас принято считать, что тот достойный верующий, кто молится, в храм ходит да
посты соблюдает. Взгляд однобокий и мешает в худое вляпаться. Личное спасение –
часть веры, а соборное служение – другая, и одно без другого ущербно и неполно.
Полнота возможна, если община и государство совпадают, когда в стране
теократия. В противном случае – постоянно будешь грешить и исповедоваться, а
после – грешить вновь. Невозможно в гражданском житии оказаться правым, всё
время будешь на компромиссы идти.

О каком спасении речь, если православная община ныне – по
статусу – как неформальное объединение. Есть ещё иноверцы, байкеры, ролевики,
охотники – все толкутся в государственном сожительстве. И Конституция позволяет
исповедовать любую веру (ст. 28) или отказываться от неё. И что может Церковь?
Ничего, и принудить нельзя. Порицать можно, но за клевету или оскорбление
достоинства можно статью схлопотать. Ладно бы оккупанты были у власти, нет –
свои, но они же законы и поставили вразрез канонам. Весь буржуазный уклад поперек
православной идеологии, а по-церковному – на семи смертных грехах. Это же азы:
гордыня, сребролюбие, блуд, чревоугодие, зависть, гнев, уныние – верные
помощники в рыночной экономике и политической грызне. Однако епископы ищут
дружбы с властью. Не дружит у нас ум с сердцем, роют себе яму, а после
причитают о прелести, а кто из клира одёрнуть посмеет – приходов лишают,
преследуют, в глушь задвигают. И это соборное единение? Видимость одна.

Давно нарушена чистота веры, и здесь большевики ни при чём.
Четверть века по-новому живёт РПЦ, но никаких сдвигов, всё плачевно. Уже
«голубое лобби» в порядке вещей, в бизнесе партнёры-священники, до заговоров
дошло. С чего Архиерейский собор-2000 отменил Устав-1988 и присвоил всю полноту
власти? От алчности и гордыни. Впрочем, иначе при демократии не бывает:
меньшинство правит большинством, но по навязанному закону. Бис, бурные
продолжительные аплодисменты. А что же миряне?

А миряне пируют на поляне. Лично спасаются и от Бога чуда
дожидаются, чтобы враз облагородилось. Зажурчали бы молочные реки с кисельными
берегами, и можно в беседке чаи гонять с малиной, восклицая – лепота!
Маниловщина XXI века. А Господь-то чудо сотворил – от коммунистов избавил,
свободы вернул – трудись, чадо, во благо ближнего своего. В 90-ых принялись с
огоньком, рушили с размахом, помирали миллионами, в криминал окунулись по
маковку. И ведь сами – бес не путал, иначе всероссийский экзорцизм сотворили бы
и святой водой державу окропили. Отнюдь, друг дружку корим, а чтобы на
Поместном соборе с митрополитов отчёт потребовать и признаться в заблуждениях –
духа не хватает. Не то гордыня, не то уныние мешают. Лучше нос не высовывать и
втихомолку нервно шушукаться.

От такого примирения завелось еще два государственных греха.
Воистину, когда следует протестовать, а мы молчим — это грех молчания, который
делает людей трусами. На богословие уповаем, да вот не втискивается в него
Россия. Положим, всегда светское начало верховодило, так что с того,
прогибаться под него? Боязно паству потерять, ежели по Заветам жить, вот
Патриархия и благоволит князьям мира сего, а выходит наоборот – вера чахнет всё
более. Пора бы на улицах проповедовать, не в Азию ездить, а своих аборигенов
вразумлять. Если община впала в прелесть, одним окормлением не очистишься.

Не принято на Руси нести Свет Божий в клубы и на площади, да
увещевать нечестивцев прекратить забавы и властям отповедь давать, как Василий
Блаженный. Пусть иеговисты ищут заблудших и режиссеры модные наставления
внушают. Вообще, вопрос церковного вмешательства в мирские дела почти
крамольный. Как же – вокруг губернаторского дворца или на день города крестный
ход учинить! Что же только от засухи или эпидемии просить избавления? Земля за
полтора века так зачумлена – дышать трудно. Опять порочный круг: без
благословения епископа не пойдёшь, а оные к мирским владыкам с почтением и на
учредителей таких шествий большую епитимью обрушат. Кто-то заёрзает, мол,
вредно так, но живёт община либо во славу Бога, либо наоборот, иначе – сплошь
лицемерие.

Любой православный вопрос ведёт к общецерковной проблеме.
Можно отговориться цитатой из жития святых и подвижников, но жили они при
монаршем православии, а ныне толерантное многобожие – в одних поправках и
аналогиях заплутаешь. Возможно и согласится иной молодой отче в частной беседе,
что в двуличии живём, но лишь горечи добавит от бессилия на круговую поруку
молчания. Давно к семи смертным грехам стоит присовокупить трусость и потакание
мирским беспутствам. Но не посмеют: почти экстремизм, отмежевание от
государства, религиозная автономия. Всегда под каблуком власти церковники жили,
и как не мучит их до боли знакомое от Христа: «Никто не может служить двум
господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет
усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.
6:24). А деньги, товарищи, пока никто не отменял.

В этом завете все ответы на все вопросы, лишь разберись по
делу. В Федерации любое начинание, если мимо денег, – неважно, а поблазнит
распил или откат, то такую формулировку раскатают – в ЮНЕСКО прослезятся.
Поговорки народ придумывал, когда глупость очевидна до невозможности, потому у
нас – на воре шапка горит, и гусь свинье не товарищ, и волк в овечьей шкуре, но
всё толкуем о своих бедах, врагах и грехах. Столетиями крамола зреет, умы
вскипают, тонны литературы о Христе, а сдвигов как не бывало. Сизифов труд:
если себя морочить и на правду глаза закрывать, никто слепоту не вылечит. Так
до старости и промаешься, приговаривая, мол, за грехопадение Адама страдаю, нет
же правды на Земле.

И не будет правды, если будешь теплохладным. Про таких давно
сказано: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст
Моих» (Откр, 3:16). Выплюнут за безразличие, и хоть заголоси о конце света.
Булками-то шевелить надо, защищать веру совместно, а не сидеть в сторонке,
язвительно вставляя шпильки в интернете. Гуляла в средневековье «чёрная
смерть», выкосив четверть населения Европы, но за два последних десятилетия в
России чуть не 20 миллионов сгинуло во мраке демократии. Болезни, аварии,
аборты, криминал, суициды. Иные бубоны разъедают души, и каноны во время
духовной чумы как меч должны охранять, а если оправдывать бездействие своим
унынием, то грош цена высокопарным речам о служении во спасение…

Оригинал материала опубликован на ленте АПН.

По теме
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?