16+
Аналитика
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.07.2021
Что и нашло свое отражение в оценке вице-премьером реформ в Нижегородской области.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
2 Мая 2016 года
364 просмотра

«Кара Божья», старообрядцы и неизбежность единения русских церквей

Мама у меня живёт в деревне
недалеко от Казани, и топит избу дровами. Так ещё отец покойный рассудил, ведь
газ могут и отключить, если лихие времена вдруг настанут, а дрова – всегда
найдутся в наших краях.

И
заготовка и колка дров у нас в деревне – своеобразная семейная забава, а не
какой-то тяжкий труд.

Вот, колю
я как-то дрова. Вечер воскресного дня, конец первой недели Великого поста –
Торжество православия.  Хорошо так колются – одной левой! Правой рукой
ставлю на попа полешко, выпрямлюсь – хрясть! Наклонюсь, поставлю, выпрямлюсь –
хрясть опять с левой!  Как на конвейере. И, вот, уж выпрямился и
замахиваюсь на очередное полено, а оно начни падать – правая инстинктивно
попридержать, а замах левой – не успел остановить – ну и тюкнул совсем слегка
по кисти колуном …

В
понедельник ещё суета с утра, а во вторник – думаю, пост ведь идёт – надо
помолиться на иконы до начала дня. И – на тебе – пальцы на повреждённой руке
как положено – не складываются. Так и крестился двоеперстием, как старообрядцы.
 И только тут стал рефлексировать – почему же так получилось? И точно
понял, ведь вторая неделя поста пошла, а я не то что в день Торжества
православия в церкви на литургии не был, дровами занялся, а и на чтение
покаянного канона Андрея Критского не приходил в предыдущий  вторник, и
всю первую строгую неделю в суете пустой провёл.

Вот, в
следующее воскресение уже пошёл на литургию, в нашу Варваринскую церковь,
прихожане знакомые после службы спрашивают – что с рукой, а получив ответ –
настаивают на походе в травм-пункт. Послушался, поехал и вышел оттуда – в гипсе,
перелом оказался! Вот, скажет кто-то: «Ккара Божья!». Но человек, ведь и сам
себя часто наказывает или предопределяет собственное наказание, или, ошибаясь,
преподносит себе личную науку.

И уж если
носишь крест нательный – надо ведь как-то соответствовать, подумал я. Вот и
стал я стараться исправиться – по воскресениям каждую неделю на утреннюю службу
ходить от начала и до конца и дважды был на чудной «пассии» — особой вечерней
воскресной службе по страстям Христовым. Но, крестясь, стукая гипсом по лбу –
иногда отвлекался –  по старообрядчески приходится. А делать нечего –
двоеперстие теперь зафиксировано в гипсе, и никак иначе не перекрестишься.

И
вспомнилось первое относительно близкое знакомство с казанскими старообрядцами
осенью 2013 на Арском некрополе на уборке могил на знаменитых русских
купцов-старообрядцев, почётных горожан-меценатов. Вот, убрали мы гору мусора с
могилы  Ивана Петровича Оконишникова, чья мельница, построенная им
ещё  в 1895 г. в с. Печищи на берегу Волги под Казанью – до сих пор мелет
муку для нас!

Поставили
крест деревянный на месте могилы, настоятель старообрядческой общины
Старо-Поморского согласия  г. Казани о. Александр (Хрычёв) пропел
панихиду. Пел, как у них и полагается, древнерусским знаменным распевом.
Только, вот, слышу, практически все слова молитв и песнопений –  совпадают
и с нашей панихидой. Удивился! Раскололась церковь наша ещё  в середине
XVII в., а тексты почти не изменились. Единственное, обратил внимание, на
панихиде у них дополнительно и довольно основательно поминаются погибшие
православные в разных случаях русской истории. Узнал потом, что и Богородицу
они почитают как мы, и Троица у них – единосущная и Нераздельная, что Христос –
Бог , а не просто «пророк», как у некоторых течений, и ещё много другого совпадающего. 
И святые у старообрядцев с нами – все общие, но только до 1666 года. 
Дальше, видимо, эта ветвь старообрядчества считала, что наступит конец света.
Три шестёрки, очевидно  – давали повод. Позднее  о. Александр подарил
мне «Краткий древлеправославный молитвослов», изучив который, я и вовсе понял,
что разделение русских церквей на современном этапе должна восприниматься как
нелепая вещь, искусственная.

Про
двоеперстие же – вовсе интересный диалог вышел как-то с моим товарищем по сбору
гуманитарной помощи Донбассу Ильясом Султановым. Человек этот, будучи
этническим татарином, некогда пришёл в православие, причём к одному из наиболее
строгих  учений – их самых –  старообрядцев Старо-Поморского
согласия, у которых со времён раскола и священства – нет, а вера – прежняя. И
стал он после крещения  Иваном, и по всему видно – человек крепок в своей
вере. Вот, спрашиваю я Ивана:

— Скажи, в
чём разница. троеперстие – Святая Троица, а прижатый мизинец с безымянным –
человеческая и божественная природа Христа. Или двоеперстие – две природы
Христа, а три прижатых пальца пятерни – Троица?

— А ты
когда крестишься – что это символизируешь?

— Крест,
распятие.

— А Кто
был распят?

— Иисус
Христос.

— Ну, вот
видишь, не Троица же была распята на кресте, поэтому и креститься надо не
тремя, а двумя перстами, символизируя распятие Богочеловека.

Сложно
спорить. Батюшки наши – тоже в основном теряются, если просить логики. 
«Греха нет большого, если двумя крестишься, но только другим, кто в храме видит
тебя  – соблазн, сомнение, ведь Церковь учит следовать тому, как Она
установила.» — так в основном поясняют наши священники.

В любом
случае, теперь мне совершенно понятно, что сближение русских церквей – состоится,
раскол будет преодолён, и это – дело всех нас, русских людей –  хоть
иерархов,  монашествующих, священнослужителей, хоть простых мирян с обеих
сторон. Главное –  Промысел Божий.

Мне же в
начале страстной недели хирург вернул руке прежний вид, сняв искусственную
конструкцию и теперь – в  память и в науку – останется мне этот гипсовый
слепок кисти собственной руки, запечатлевший её как  круглосуточно  в
течение месяца  в одном положении.  В положении, изготовленном к
совершению крестного знамения двумя перстами – по-старообрядчески. Но главное –
не это. Главное для православного человека на страстной неделе сподобиться
сердечного покаяния, исповеди и причастия. Чтобы во всей полноте подготовиться
телом и духом к главному дню в году для православного русского человека –
Светлой Христовой Пасхе.

Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.

По теме
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.
22.10.2021
Нежелание нижегородцев вакцинироваться – результат проваленной информационной кампании.
19.10.2021
Хотя формально вариант переписи населения через портал Госуслуг ничем не отличается от традиционного.
18.10.2021
Много ли многодетных семей нуждаются в праве на бесплатную парковку в Нижнем Новгороде?