16+
Аналитика
03.12.2021
Цифровых помощников человека или основы не признающего границ кибергосударства?
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
03.12.2021
Слияние правых партий – шаг вполне логичный с точки зрения планировщиков политического пространства.
30.11.2021
Пять миллиардов рублей помогут решить проблемы Дзержинска с водоснабжением.
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
4 Марта 2015 года
142 просмотра

Кубанцы. Какие они?

Славянское население Кубани долго формировалось во многом на
основе миграции. Очень часто – за счёт миграции, непосредственной организуемой
государством. Это и создание казачьих поселений, а позже – заселение в них
красноармейцев во время расказачивания. Одновременно очень многие приезжали и
приезжают на Кубань в поисках сытой и свободной жизни. На Кубани многие люди с
украинскими этнографическими корнями и говором приняли русскую идентичность. А
после смешались с выходцами из других русских и украинских регионов, тесно
интегрировавшись с ними. Первоначально тяжелые условия жизни сменились одними
из самых комфортных в стране. А сама Кубань находится на геополитическом
перекрёстке между западом и востоком, югом и севером.

Всё это предопределили специфику кубанцев.

Кубанскость – это промежуточность и незаконченность. Стабильная
промежуточность и незаконченность. Этим кубанцы близки к украинцам. Которые так
же находились в таком состоянии веками. Однако украинцы предпочли
самостийность, а кубанцы – слияние с русскими. Однако слияние не полное, на
уровне субэтноса с заметной спецификой. Во многом заключающейся в не полностью
исчезнувших фрагментах украинскости. Был проект и отдельного кубанского народа,
сочетавшего русскость и украинскость. Но и в этот проект почти никто по
настоящему не вложился. То же характерное стремление к свободе и
самодостаточности, но обязательно под «зонтиком» империи. При схожем отношении
к местной и региональной власти. Обязательное присутствие в своём мире
необходимого вышестоящего чужого.

Для кубанского менталитета характерны индивидуализм,
инструментализм, консерватизм и ограниченность
.

Индивидуализм 
последовательно эгоцентричная модель мира. Кубанец последовательно осмысляет
себя как центр мира. Для людей это вообще характерно изначально. Но на кубанца
относительно мало действуют факторы, блокирующие этот принцип.

Инструментализм 
рассматривание всего и вся как инструментов для обеспечения собственных
интересов и собственного мира. Опять таки, крайне характерно для всех людей. Однако
у людей так же нередко возникало желание пожертвовать многим ради чего-либо, во
что бы то ни стало что-то уничтожить, от чего-то избавиться и отгородиться.

А вот такой радикализм кубанцам никогда не был свойственным.
Характерное отношение к власти и религии: лояльность при в целом отсутствии
желания полностью вложиться в эти ценности, отстаивать их не смотря ни на что.
Характерно отношение казаков к иногородним «уроды, но в хозяйстве пригодятся». В
хозяйстве пригодится… Таково отношение кубанца к православию, разные
петербургско-московской власти. Так же это то, что защищает его
индивидуальность, в том числе – от другого кубанца.

Консерватизм – кубанец
довольно легко принимает инструментальные изменения, которые можно как-то
использовать. Но болезненно реагирует на то, что может изменить его жизнь и его
самого. Этим и вызвано неприятие советской власти эпохи её становления и
неприятие её падения. Это опять-таки характерно для людей как таковых. Но для
людей так же нередко бывает характерно тяга к уничтожению старого мира,
прежнего себя. Кубанцам это не особенно свойственно. Пишущая публика любит
порассуждать о «идеоцентричности» менталитета русских или украинцев. Вот к
кубанцам это никак не относится.

Ограниченность – есть
небольшой компактный мир, в котором кубанец желает быть свободным и
независимым. Это даже не Кубань в целом, а его дом, близкие люди, селение. До
всего остального ему особо нет дела. Но чужого кубанец опасается и предпочитает
быть отделённым от него обширной нейтральной зоной. Роль этой зоны играют или
играли государство, казачье войско, религия и идеологии. Нейтральная зона – не
своё, но нужное.

Поведение кубанских казаков во время Гражданской войны – это в
чистом виде коллективная самооборона – оборона своего ограниченного мира.
Которая не была подкреплена сколь-нибудь массовой и чётко сформулированной
идеей, дающей направление движения и в пространстве, и во времени. Например,
идея отдельного кубанского казачьего народа не была широко распространена в
среде простых казаков. А в умах идеологов путалась с украинофильством.

Для Кубани характерно многовариантность толкования одного и того
же явления. Песню могут называть кубанской или украинской. Кубанец одновременно
принимает новое и сохраняет элементы старого. Вот это уже характерно в целом
для русских.

Широко известно, что кубанцы индивидуалистичны, практичны,
предприимчивы и трудолюбивы, консервативны, осторожны и лояльны к
общепринятому. До революции казачество отличалось развитыми военными традициями
и традициями самоорганизации, имело собственную ментальность и специфику образа
жизни.

Кубанцы понимают свою особость в рамках русского народа. Жители
других регионов – тоже. И, видимо, кубанский субэтнос существует. Но это
субэтнос именно кубанцев: потомков казаков и приезжих разных волн. А не
субэтнос кубанских казаков. Казаки выполняют роль культурно-исторического
символа субэтноса, уже общего для них и всех остальных кубанцев. И кубанцы, и
приезжие, ростовчане, ставропольчане, москвичи, северяне и пр. признают
существование кубанской специфики. Существенной специфики, отделяющих их от
прочих кубанцев, у казаков уже не прослеживается. Если иметь в виду быт и
социальную психологию, а не форму и оргструктуру.

Описанные выше элементы ментальности являются плодом совместного
творчества и казаков, и приезжих. Представление о ценности личной и групповой
автономии при одновременной необходимости сильной властной «крыши» разных
уровней, консерватизм – казачьи «изобретения». При этом в разработку
индивидуализма огромный вклад внесло население более поздних волн миграции.

Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.

По теме
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.