16+
Аналитика
19.02.2021
Претензии прокуратуры по вопросу контроля исполнения компанией своих обязательств вполне обоснованы.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
19.02.2021
В результате внедрения системы ЕГЭ общая грамотность неуклонно падает.
16.02.2021
Однако не менее важно задать для отрасли правильные цели.
11.02.2021
Я вполне разделяю опасения тех, кто сомневается в целесообразности соглашения с «Мегафоном».
01.02.2021
Молодежи не хватает картины будущего, в котором она хотела бы жить.
29.01.2021
Не уйдет ли все финансирование консорциума «Вернадский – Нижегородская область» на содержание аппарата?
28.01.2021
Эффективность инвестиционного соглашения Нижнего Новгорода с «Мегафоном» крайне низка.
27.01.2021
Задача протестных акций состоит вовсе не в решении конкретных проблем.
26.01.2021
Не стоит оценивать значение протестных выступлений только по количеству участников.
26.01.2021
Протестные настроения растут по всему миру, экономический кризис начинался еще до пандемии, она его лишь усилила.
26 Марта 2007 года
237 просмотров

Национал-либертарианский соблазн

Еще месяца два-три назад мало кто мог подумать, что у "национал-демократического" дискурса (в версии Белковского) появится сильный и весьма опасный конкурент, оперирующий теми же идеологическими категориями, но развивающий их в иной плоскости и доводящий порой до абсурда. Этим конкурентом оказалось недавно возникшее сообщество прозелитов Петра Хомякова. Их дискурс — это своеобразный национал-либерализм, вернее, национал-либертарианство. В прошлом году Владимир Голышев заявлял, что знать не знает кто такой Хомяков. А совсем недавно выступление этого самого Хомякова на т.н. "новгородском вече" появилось в НА ЗЛОБУ.

Язычник-родновер профессор Хомяков (хороший специалист по энергетике и управленческим системам, бывший политический советник генерала Рохлина), ранее известный лишь достаточно узкому кругу читателей его книг серии "Сварогов квадрат", благодаря активности его молодых сторонников на просторах русского сегмента ЖЖ, теперь с каждым днем становится все более известен в националистическом сообществе.

Именно Хомяков считается идейным лидером сетевого проекта НОРНа ("Национальное освобождение русского народа"), обретшего некоторую известность после т.н. декабрьского "раскола в ДПНИ" (тогда несколько членов Движения, в том числе и из руководящего звена, вышли оттуда и основали ячейку НОРНы "Северное братство" — сторонниками НОРНы этот факт был представлен как "раскол в ДПНИ"). Сейчас по некоторым данным насчитывается от 10 до 20 автономных ячеек НОРНы, и их число имеет тенденцию к росту. Адепты НОРНы утверждают, что их "агентура" есть практически во всех организациях националистического спектра.

Программа НОРНа, основанная на ранее сформулированных Хомяковым идеях, прогнозах и доктринах, достаточно убедительно и наукообразно (она корреспондируется со всемирно известными доктринами глобального цивилизационного развития Форрестера и Медоуза, Хантингтона, Фукуямы) демонстрирует возможный путь радикальной смены режима в России и превращение страны из "империи" в национальное государство русского народа. Для массового восприятия НОРНа выглядит эдаким "откровением", научно доказанным предсказанием неизбежного краха нынешней России. Это подкупает многих националистов. Также как и сетевой характер сообщества, и отсутствие "фюрерских" рудиментов, свойственных практически всем националистическим организациям страны. Последнее, кстати, играет весомую роль в привлечении нового поколения русских националистов, которым органично присуще отвращение к "фюрерству".

Квинтэссенция хомяковского дискурса наиболее ярко выражена следующим фрагментом в одной из его программных книг "Отчет Русским Богам".

Большинство программных требований из этого своеобразного "Манифеста национал-либерализма" практически идентичны требованиям объединенной российской оппозиции, которая в данный момент концентрируется вокруг "Другой России". Но, в отличие от "Другой России", программа НОРНы носит, подчеркнуто националистический и антиимигрантский характер, что автоматически гарантирует ей успех среди оппозиционно настроенных интеллектуалов, чье политическое кредо включает как идеи свободы и рыночной экономики, так и радикальный антигосударственный национализм, обусловленный неприятием имперских (и православных) ценностей традиционного российского патриотизма.

Хомяковская доктрина "русских европейцев и русских азиатов" ("хорватов и сербов") основана на дифференцированном подходе к населению России — к закреплению сложившегося социального неравенства между т.н. "русским средним классом" (предприниматели, высококвалифицированные специалисты и пр.) и "низами". В условиях, когда правящая элита (политическая, финансовая и мафиозная) отгородилась от населения высокими заборами с вооруженной охраной, привилегированными системами здравоохранения и образования, а всех остальных граждан цинично провозгласила равными — пусть проработавший десятки лет законопослушный гражданин живет в одном доме (а часто и в одной общей квартире) с алкоголиками, получает с ними равную пенсию, лечится в одной больнице с бомжами, пусть его дети во дворе играют рядом с этими «элементами», не только опасными социально, но и являющимися источниками серьезных инфекций — подобный подход, сдобренный пропагандистской демагогией, способен найти значительный отклик в сердцах этих самых представителей "среднего класса".

Не трудно заметить, что хомяковская концепция делает ставку на национально мыслящих русских с либеральными взглядами. Но подобный персонаж в России (в отличие от европейских стран, где национал-либерализм является вполне трендовым дискурсом) находится в маргинальном положении. По одной простой причине: большая часть населения России, как известно, ставит заботу об общем благе (в силу уникальных цивилизационных особенностей) выше индивидуальных прав и свобод человека, т.е., в современной терминологии, придерживается коммунитаристских принципов (от "community"— "сообщество"). Это — и те, кто поддерживает коммунистов и национал-патриотов, и большая часть электората Путина, увидевшая в нем человека, способного возродить великую державу. Последовательными сторонниками либеральных ценностей являются, по существу, только избиратели, поддерживающие "Союз правых сил" и "Яблоко", т.е. абсолютное меньшинство населения, совершенно не склонное к поддержке национализма хоть в каком-то виде. Особо следует подчеркнуть, что в либеральных ценностях все больше разочаровывается интеллигенция, в том числе — многие ведущие ученые-гуманитарии. Отдельно стоит также сказать, что при всей своей внешней "русскости" и "националистичности" сама идея о "русских европейцах" носит латентно-русофобский характер: апеллируя к социал-дарвинистским взглядам, она фактически отказывает в праве быть русскими всем тем, кто не имеет предрасположенности к предпринимательской деятельности, т.е. не является "экономически эффективным" субъектом рынка. Правда, сама возможность национальной идентификации "русского среднего класса" в некую отдельную от остального народа этническую общность выглядит крайне сомнительно — для этого потребуются, как минимум, десятки лет и масштабная пропаганда, а не считанные годы, за которые НОРНовцы намеренны реализовать свои планы. Так что все это больше всего напоминает глобальную "разводку" для русских.

"Азиатско-европейская" концепция и лежит в основе "конфедератско-сепаратистских" идей, декларируемых новоявленными национал-либертарианцами. "Русские европейцы", согласно их теории, должны отделиться от "ненавистной Рашки" и, создав "независимые русские республики", со временем объединиться в "русскую конфедерацию". Правда при этом национал-либертарианцы забывают, что опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза (Швеция и Норвегия до 1905, Сирия и Египет), либо к федеративной форме государственного устройства (Швейцария, США). Соответственно, "русская конфедерация" должна перерасти либо в федерацию, либо, что более вероятно, превратится в кучу разрозненных криптоколоний, управляемых более сильными соседями (такие сценарии в истории России для русского народа предлагались не раз и не два). "Демонтаж империи", таким образом, будет одновременно означать и территориальное расчленение пространства страны. А, учитывая, что для реализации своих планов адепты НОРНы надеются получить помощь от внешних ("тактических") союзников вариант превращения России в случае успеха НОРНовцев в сонмище криптоколоний выглядит наиболее реалистичным.

Стоит также вспомнить, что после распада СССР у власти в России оказались именно либертарианцы — ортодоксальные либералы (Ф.А.Хайек, С.Куказес, Р.Нозик), настаивающие на концепции государства как ночного сторожа, роль которого сводится только к защите фундаментальных прав человека, прежде всего политических и гражданских прав. От этой концепции в чистом виде страны Запада давно отошли, в них большое внимание уделяется государственному регулированию и государственной социальной политике. Наши "западники" вслед за наиболее радикальными утилитаристами считают (в традициях протестантской этики), что единственный критерий оценки ценностей — экономическая эффективность исповедующего их общества. Это дает им основание негативно относиться к России и к таким ее традиционным ценностям, как коммунитаризм (он же "соборность" или "симфония" для славянофилов, "коллективизм" для коммунистов), стремление к поиску надличностных идеалов.

Правда, с приходом к власти Путина либертарианский вектор был круто сменен на государственнический и государство вместо предписанной ему роли "ночного сторожа" стала играть роль гегемона над обществом — фактически была осуществлена реставрация советской государственнической модели, правда, в урезанном виде, поскольку все социальные обязательства государства перед обществом были благополучно забыты. Это, а также превращение РФ в авторитарно-бюрократическое полицейское государство и вызвало в жизнь феномен "ностальгии по 90-м", когда в стране не было порядка, но было больше свободы. Именно данный тренд и пытаются оседлать хомяковцы, перехватив его у либеральной оппозиции. Ну, а то, что возвращение России в "благословенные 90-е" (в период "парада суверенитетов" и реальных центробежных тенденций, грозивших распадом федерации) вкупе с реализацией "конфедеративного сценария" приведет к окончательным похоронам России как сколько-нибудь самостоятельного геополитического игрока на евразийском пространстве, НОРНовцев отнюдь не волнует. У них (кондовых "западников" и "европеистов") насчет России другие планы. Можно смело утверждать, что "апелляция к Руси" является не более чем идеологической завесой для новоиспеченных прозелитов хомяковщины. Противопоставление мифической "Руси" и нынешней России (весьма непритязательной благодаря правлению ельцинских либертарианцев и путинских государственников) является одним из центральных моментов хомяковского дискурса. Наличие утопии "конфедерация Русь" играет тут важную вербовочную функцию, позволяя пополнять ряды адептов НОРНы революционно настроенной национально-ориентированной молодежью, разочаровавшейся в предыдущих "национально-революционных" проектах.

Опасность того, что сторонники "русской версии" национал-либертарианства смогут дискредитировать националистическую оппозицию или привнести сепаратистский компонент в возможные революционные волнения, достаточно велика. В первую очередь они выигрывают благодаря динамизму своих идей и нацеленности не на прямую политическую борьбу, а на инфильтрацию своего дискурса в свою целевую аудиторию ("русский средний класс"). Именно по этим причинам данное сообщество практически невозможно подкупить или уничтожить традиционными полицейскими мерами. Его можно разрушить только идейно. Полноценной и адекватной реальности национальной идеологией.

Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.

По теме
25.01.2021
На что будет сделан акцент при объединении «Справедливой России» и «За правду»?
21.01.2021
Платными парковками должен заниматься МУП, чтобы все деньги поступали в бюджет Нижнего Новгорода.
20.01.2021
Оправдано ли для города экономически концессионное соглашение мэрии Нижнего Новгорода с «МегаФоном»?
20.01.2021
Гриневич неспособна заменить Бочкарева – его потеря оказалась для регионального отделения «Справедливой России» невосполнимой.