16+
Аналитика
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
29 Октября 2014 года
214 просмотров

О российском катарсисе, вызванном украинскими событиями

Проф. А.В. Матецкая высказала
интересную идею
 о том, что всплеск массовой эйфории населения РФ в
первой половине 2014-го года был обусловлен совместным сакральным переживанием,
вызванном «реновацией» в смысле М. Элиаде – «обновлением и восстановлением мира
через приобщение к сакральному». Правда автор прошла мимо структуры данного
общественного катарсиса (в изначальном понимании данного термина – как
избавления от скверны в сообществе по итогам совместно проведенной мистерии),
умолчав о том, где и как «божественное» коснулось нас грешных, вызвав
«очищение» и коллективный восторг. И еще она отказала людям России в наличии
какой-либо идеальной космогонии, правда тут же сконструировав оную в виде
«святости государства»: «Именно государство, организующее социальный космос,
оказывается конечной сакральной инстанцией»; «И это, прежде всего, ценность
государства – государства «сильного» и «справедливого».

Принимая идею по существу, мне захотелось верифицировать те
конкретности, которыми автор концепта привлекла к его презентации и
обоснованию. Прежде всего, это государство, как всеобщая сакральная ценность
вовлеченных в катарсис людей. Соглашусь, что существуют люди, в картину мира
которых «магия государства» вписана очень сильно, – сам разговаривал
неоднократно с различного рода любителями национализаций, озадачивая их
вопросом о том, чем отличается ворующий чиновник национализированного
предприятия от ворующего клерка частной конторы? А так же тыкая пальцем в уже
существующие госкорпорации РФ. Однако не создается у меня впечатления, что
таковых очень уж много среди субъектов действия «Русской весны». Вот свежая
оценка некоторых итогов от снабженца ополчения: «В условиях плохо работающей в
ДНР системы снабжения как обмундированием, так и "инструментарием"
(хотя чаще дело не в плохой системе снабжения, а в физическом отсутствии необходимого)
этот "народный военторг" (то, что завозится из РФ благодаря вашей
финансовой помощи) и своеобразный бартер — для многих ополченцев единственное,
что спасает их (иногда очень печальное) положение. // РФ (как государство)
оказывала помощь "гуманитарными конвоями" мирному населению Донбасса
и в отдельный период – военной техникой и войсками (неофициально). Но помощь
снаряжением (и частично вооружением) именно ополченцам – это целиком заслуга
российского общества. По крайней мере я не встретил еще ни одного ополченца,
который был бы обмундирован и экипирован за счёт РФ.» (А. Жучковский, запись в
ФБ) Или еще: «Люди пишут — вместе с пересылкой средств на гуманитарку:
"Русский помоги русскому", "Волгоград с вами", "От
русского украинца", "Русские своих не бросают…",
"Держитесь, молимся за вас", "Миром мы сильны", …"Из
Сибири с любовью", "Дай Бог сил и мужества", "Помоги вам
Господь в добром деле", "От пограничника",
…"Хабаровск", "За мир в Новороссии", "За Россию.
Держитесь", ещё сотня других пожеланий. Кланяюсь в ноги вам, люди. // И,
спрашивается, какого чёрта я целый месяц ходил по богатым людям, не выбив из
них не рубля, когда вокруг целый родной народ. …  Планка в два миллиона
взята. … // "Из солнечной Испании", "Бог в помощь!",
"Пусть ребята не мёрзнут", …, "На тепло", "Держись,
Донбасс", "Людям". И ещё: Заур Петрович "Бог нам всем в
помощь!", Станислав Стефанович: "Сколько могу!", Михаил
Владимирович: "Кому-то они нужнее, чем мне сейчас" (и человек шлёт 10
тысяч), Максим Валентинович: "Победа будет за нами!", Светлана
Альбертовна: "Нашим в Новороссию!", Валерий Иосифович:
"Простите, что мало. Пенсионер, 76 лет" — Вы нас простите, Валерий
Иосифович, … Ольга Владимировна: "Тем, кто вернул мне веру в русских
людей!" // Всех не могу отблагодарить, но моя жена Марыся сейчас сказала:
"У меня снова проснулась вера в Россию и – радость на сердце".» (З.
Прилепин, записи в ФБ).

В общем, государства здесь как-то не видно даже в контексте,
видно «от людей – людям». По свидетельствам волонтеров, доставляющих грузы в
Донбасс, государство обычно ведет себя нейтрально и отстраненно, но иногда оно
вдруг начинает мешаться, «путаться под ногами». Общее же отношение их к
государству совпадает с тем, что я обнаружил, когда смотрел как это слово
«представлено в русском языке»: нечто назойливое, «грузящее лишним», вороватое,
кого не грех послать и/или надуть. Не видно тут необходимого для сакрального
понятия «придыхания», наличествует именно что полное уравнение в профанном с
людьми.

Соглашусь, что в советское время государство «надували»
сакральностью, была такая государственная политика «Государство тебе все дало,
а ты…», но даже в то время «советское государство» было чем-то, что формовало
лишь обыденность, и то ближе к негативным ее слоям – ЖКХ, вытрезвители,
милиция. Экзистенциальные же напряжения катарсисов обычно передавались другими
понятиями: «Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой…» (В.И.
Лебедев-Кумач), «От границы мы Землю вертели назад — // Было дело сначала. //
Но обратно ее закрутил наш комбат, // Оттолкнувшись ногой от Урала. //
Наконец-то нам дали приказ наступать, // Отбирать наши пяди и крохи. // Но мы
помним, как солнце отправилось вспять // И едва не зашло на востоке.» (В.С. Высоцкий) 
Что уж тут говорить о более ранних периодах. Вот А.А. Блок: «О, Русь моя! Жена
моя! До боли // Нам ясен долгий путь! // Наш путь – стрелой татарской
древней воли // Пронзил нам грудь. // Наш путь – степной, наш путь –
в тоске безбрежной – // В твоей тоске, о, Русь! // И даже мглы –
ночной и зарубежной – // Я не боюсь. // Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами // Степную даль. // В степном дыму блеснет святое знамя // И ханской
сабли сталь… // И вечный бой!..» Можно также взять описание подготовки к
катарсису от М.Ю. Лермонтова: «Мы долго молча отступали, // Досадно было, боя
ждали, // Ворчали старики: // «Что ж мы? на зимние квартиры? // Не смеют что ли
командиры // Чужие изорвать мундиры // О русские штыки?» // И вот нашли большое
поле: // Есть разгуляться где на воле!..» и далее – и не найдем мы в «Бородино»
никакого государства, даже в контексте. Нет его и в «Клеветникам России» А.С.
Пушкина: «Иль старый богатырь, покойный на постеле, // Не в силах завинтить
свой измаильский штык? // Иль русского царя уже бессильно слово? //Иль нам с
Европой спорить ново? // Иль русский от побед отвык? // Иль мало нас? Или от
Перми до Тавриды, // От финских хладных скал до пламенной Колхиды, // От
потрясенного Кремля // До стен недвижного Китая, // Стальной щетиною сверкая,
// Не встанет русская земля?..» Вот «русская земля» там всюду есть, «мы» есть,
даже «царь» у Пушкина проглянулся, а вот «государства» – увы – нет.

Потому «советчину», с ее сакрализацией государства, все же
придется отставить в сторону. Если кто и верен этому «божеству», тот – увы –
совершенно не субъектен, и потому для социального действия бесполезен.
Вследствие этого встает вопрос о другой возможной модели той космогонии,
движение «русского мира» к которой смогло вызвать наблюдаемую эйфорию субъектных
людей. Здесь имеет смысл вспомнить наше «посконное»: «царь хороший, а вот бояре
…» В общем-то во все времена то сборище начальников, которое находится в прямой
ассоциации со словом «государство», считалось вместилищем скверны:
притеснители, жулики, мздоимцы, грабители. Люди без чести и совести. И
деятельность этих «слуг ада» компенсировалась тем, что проявлялось в понятии
«царь», и стояло за ним, – позитивной сакральностью «святой Руси». Эта
сакральность давалась людям в момент катарсиса – облагораживала их мир – и
постепенно гасла стараниями «бесов» до своего явления в следующем катарсисе.
Потому – знаменитое русское «терпение» в обыденности. Потому – толерантность к
негативу от активности «осквернителей». И здесь же – способность выхода из
казалось бы предельной конечной точки – благодаря «искре божией», внезапно
сверкающей в ночи…  И царь был ЦАРЕМ лишь постольку, поскольку он
вкладывался в длительность указанной выше позитивности.

Так вот: люди с подобной габитусной оптикой — как они еще
могли воспринять в тот факт, что «прожженная в баблолюбии» РФ вдруг неожиданно
встанет за ихних «своих»? Скорее от государства Российского следовало ожидать
действий, тщательно прописываемых нашими «либералами»: «радостно повизгивая,
лизать сапог западного хозяина, и следовать всем его указаниям». Ведь нет в
Крыму никаких «человеков» с их волей и пониманием своего блага (т.е. их
правами), есть лишь право Украины на подаренную ей «св. Хрущевым» территорию.
«Чемодан, вокзал, …» и далее – это ведь правильно, это соответствует «новому
мировому порядку». Любая тварь на земле достойна свободы и достоинства, кроме
русских. Русских ведь нет, ни их самих, ни их земли – так, пустая территория,
назначенная к свободному заселению кем придется… 

И тут РФ, вместо того, чтобы производить привычное паскудство
и бесчестие, вдруг неожиданно вписалось в поддержку их «русского мира». 

Оригинал материала опубликован на ленте АПН.

По теме
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.