16+
Аналитика
30.11.2021
Пять миллиардов рублей помогут решить проблемы Дзержинска с водоснабжением.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
26 Мая 2017 года
392 просмотра

О светописи и стремлении к цвету

Музейный десантРусский музей фотографии получил грант от благотворительного фонда Потанина. Из множества заявок было отобрано четыре – из Костромы, Керченска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Раздел «Приглашение передвижных выставок и выставок из фондов других музеев». То есть, мы писали заявку, чтобы Московский дом фотографии предоставил нам выставку, это более ста экспонатов, «Первоцвет». Это зарождение цветной фотографии, история ее развития – от начала XIX до начала XX века.

В конкурсе участвовало 90 заявок из большинства регионов, первый тур — 10, второй – четыре.

Выставка «Первоцвет» очень интересная. Мы и сами делали выставку к 155-летию зарождения цветной фотографии из своих фондов. Но у Московского дома фотографии, конечно, фонды значительно шире, и нижегородцам будет интересно увидеть дополненную и расширенную экспозицию. Там будет и Прокудин-Угорский, и Александр Родченко, и Василий Улитин, там будут интересные работы Дмитрия Бальтерманца и Бориса Михайлова.

Наша собственная выставка называлась «Стремление к цвету». Поскольку у нас первых цветных фотографий Прокудина-Угорского нет, только репродукции, чтобы обозначить его как пионера цветной фотографии. А стремление к цвету началось с раскрашенных фотографий Андрея Осиповича Карелина, Максима Петровича Дмитриева. Виды Нижнего Новгорода работы Карелина раскрашивал Шишкин. У Дмитриева очень много раскрасок по снимкам.

Есть раскраски и современных авторов.

Казалось бы, цветная фотография появилась в конце XIX века, а у нас ее не было даже в начале 80-х. Горький был закрытым городом, и она здесь появилась намного позже, чем в Москве и Петербурге, только в 90-х годах стало можно сфотографироваться на цвет.

Поэтому нижегородские фотографы, знаменитый фотоклуб «Волга», раскрашивали или тонировали – было местное тонирование, акцентами. Скажем, Лев Урусов раскрашивал, есть у него такая любопытная работа, золотые рыбки в вазочке. Есть очень красивая раскраска голубого платья у Павла Морозова. Фотографы как-то ухищрялись, применяли разные технологии. Станислав Яворский, Юрий Шпагин…

Сегодня мы наблюдаем обратный процесс – возвращение черно-белой фотографии. Когда человек ест много сладкого, ему рано или поздно захочется соленого. Всегда чего нет, того хочется. Была одна черно-белая фотография – хотелось ярких красок, пытались раскрашивать. Когда появилась черно-белая фотография, все кинулись ею заниматься, но наступило пресыщение, захотелось черно-белой сдержанной строгой графики.

В ближайшее время в РМФ откроется российский фотографический фестиваль «Светопись», причем, тема в этот раз – российские реки. Это в рамках года экологии. Но хотелось бы, чтобы нам присылали не только пейзажи, виды рек, но и людей, города, села, нравы, обычаи, жанровые сценки из быта людей, живущих на берегах Волги. Будет две номинации: «Современные авторы» — это современная фотография последних десяти лет, и еще одна, раньше мы такого не делали, «Старая фотография» — это конец XIX — 1960-е годы. Можно будет прислать электронные копии или же принести фотографии и мы их отсканируем. Самые лучшие работы войдут в экспозицию. Мне кажется, что зрителю будет интересно сравнить современные и старые фотографии в рамках одной выставки.

По теме
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.
22.10.2021
Нежелание нижегородцев вакцинироваться – результат проваленной информационной кампании.
19.10.2021
Хотя формально вариант переписи населения через портал Госуслуг ничем не отличается от традиционного.