16+
Аналитика
03.04.2020
Ранг представителя Нижегородской области в Москве повысился до замгубернатора.
31.03.2020
«Нижегородский водоканал» должен покрыть все издержки по ликвидации оползня на Похвалинском съезде.
03.04.2020
Было бы неплохо убрать или уменьшить арендную плату  за использование региональной собственности.
02.04.2020
К членам СФ и депутатам ГД добавился замгубернатора Нижегородской области Игорь Носов.
02.04.2020
Никитин укрепляет связи с Москвой для привлечения федеральных средств.
01.04.2020
В условиях чрезвычайной ситуации ему необходим постоянно работающий в Москве заместитель.
01.04.2020
Перевод Игоря Носкова в Москву поможет с решением технических вопросов.
31.03.2020
Сегодня она в Нижегородской области демонстрирует неэффективность и высокую степень коррумпированности.
30.03.2020
Павлу Карасеву предстоит заниматься в первую очередь оперативными и тактическими задачами.
30.03.2020
Несмотря на распоряжение губернатора музей и коворкинги для «Швейцарии» по-прежнему проектируются.
27.03.2020
Снижение интенсивности движения общественного транспорта в Нижнем Новгороде – мера вынужденная.
27.03.2020
Родительский контроль вместе с Роспотребнадзором могут добиться должного качества питания.
26 Мая 2010
137 просмотров

О возвращении имущества религиозных организаций

С 1989 года политические партии создавались на московских кухнях. Инициатива
создания Российского христианского демократического движения принадлежит
издателям журнала русской христианской культуры «Выбор» мне и Глебу
Анищенко. Православная общественность, которая консолидировалась вокруг журнала
и стала основой Движения. Учредительный съезд (Собор) РХДД прошёл 8-9 апреля
1990 года.

Начинали законотворческую деятельность с того, что среди народных депутатов
РСФСР нас было двое. Вскоре депутатская группа РХДД выросла до 18 человек.
Нашей небольшой партии и депутатской группе в Российском парламенте удалось
много сделать по раскрепощению религиозной жизни в стране. В разделе «Религия и
свобода совести» программы РХДД говорилось:

3.1. Свободная Церковь в свободном обществе является гарантом
нравственного здоровья народа. Режим государственного атеизма в России разорил
и пленил Церковь и тем самым обрёк общество на нравственное и духовное
оскудение. Поэтому наша первостепенная задача – способствовать восстановлению
канонической свободы Церкви.

3.1. Для восстановления доброжелательных отношений с Церковью государство
должно признать факт гонений со стороны коммунистической власти. Все здания
храмов и монастырей необходимо вернуть верующим. Государство призвано частично
возместить нанесённый Церкви ущерб и взять на себя восстановление некоторых
монастырей и храмов. Главные религиозные праздники должны быть объявлены
нерабочими днями.

3.3. В современных условиях РХДД считает естественным отношением
государства к Церкви – благожелательный нейтралитет, который осуществим только
в правовом государстве. Для осуществления таких взаимоотношений Церкви и
государства необходимо создать новое законодательство о религии, разработать
правовые и иные гарантии того, что это законодательство будет неукоснительно
соблюдаться государством – его учреждениями и чиновниками.

3.4. В рамках нового законодательства о религии необходимо:

3.4.1. Последовательно провести принцип отделения Церкви от государства и
невмешательства государства в дела Церкви;

3.4.2. Предоставить религиозным организациям и объединениям право
независимой самоорганизации и самоуправления;

3.4.3. Упразднить Советы по делам религий всех уровней;

3.4.4. Создать в Верховном Совете Российской республики комиссию
вероисповеданий.

3.5. На основании этих принципов религиозным организациям и объединениям
должны быть предоставлены:

3.5.1. Права юридического лица;

3.5.2. Право созывать собрания своих членов без предварительного
уведомления местных властей;

3.5.3. Право на независимую от какого-либо вмешательства хозяйственную и
финансовую деятельность;

3.5.4. Право совершать богослужебную и вести проповедь в частных жилищах
и общественных местах;

3.5.5. Право преподавания и организации религиозных школ всех уровней.

3.6. Для обеспечения прав верующих в государственной системе народного
образования из обязательных дисциплин должно быть исключено всё, что
противоречит религиозным убеждениям обучающихся. Преподавание религии и
преподавание атеизма должны быть уравнены в правах и стать факультативными.

Мы инициировали создание в Верховном Совете Комитета по Свободе совести и
возглавили его. Подготовили и добились принятия закона «О свободе
вероисповеданий»; Постановлений Верховного Совета об отмене репрессивных
ленинско-сталинских декретов о религии и Церкви (в том числе и декрет об
изъятии церковных ценностей и имущества), роспуске Совета по делам религий,
предоставлении религиозным организациям статуса юридического лица, освобождении
религиозной деятельности от налогов, учреждении дня Рождества Христова выходным
днём в стране, разрешалось публичное церковное служение, миссионерская,
благотворительная, просветительская деятельность религиозных общин. Под
влиянием закона РСФСР был изменен к лучшему и принимаемый Верховным Советом
СССР закон «О свободе совести». Таким образом, мы в основном выполнили
программу РХДД в области религиозной деятельности. Демонтаж системы
государственного атеизма раскрепостил религиозную энергию народа: за несколько
лет в стране были восстановлены тысячи новых храмов, десятки монастырей. При
этом новые храмы оказывались полными народа, что свидетельствовало о возврате к
вере миллионов людей.

Тогда нам не удалось добиться возвращения собственности (в том числе, земель
и храмов) религиозных организаций. В вопросе о собственности демократы и
коммунисты оказались на редкость единодушны. Предложенные нами постановление
Верховного Совета, затем постановление правительства, затем указ президента
были последовательно блокированы. До сего дня мы живём в ситуации правового
нонсенса: ленинский декрет об изъятии церковного имущества отменён, но нет
правового акта о возвращении этого имущества законным собственникам.
Большинство верующих не догадывается, что до сего дня храмы и земли под ними
принадлежат государству, которое «милостиво» передает их Церкви в безвозмездное
пользование
. Только в 2005 году Патриарх поставил эти вопросы официально и
через пятнадцать лет приступили к их решению.

Тогда мы создавали закон для республики в составе СССР, и когда союзное
государство было разрушено, наш закон не мог защитить общество и граждан от
псевдорелигиозной экспансии из-за рубежа. Поэтому мы инициировали летом 1993
года принятие Верховным Советом нового закона о «Свободе вероисповеданий», который
упорядочивал деятельность зарубежных религиозных организаций в стране и
пресекал преступную деятельность разнообразных псевдорелигиозных сект. Но под
давлением из-за рубежа и со стороны доморощённых радикал-демократов Президент
дважды накладывал на закон вето. Третий раз отменить президентское вето не
позволил октябрьский переворот. Можно себе представить, насколько меньше
принесли бы бед обществу античеловеческие секты Аум-Сенрикё, Белое Братство,
мунисты, хабардисты и прочие, если бы закон был принят в 1993, а не в 1997
году.

 Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.

По теме
26.03.2020
Отсутствие системного подхода в Нижнем Новгороде накладывается на элементарную бесхозяйственность.
26.03.2020
Важно не столько вылечить заболевших, сколько не допустить дальнейшего распространения коронавируса.
25.03.2020
Мэрия должна помнить, что «Нижегородский водоканал» это муниципальная служба, от которой зависит жизнеобеспечение города.
25.03.2020
С тонкой кишкой - и не надо, вы - не лидеры, не борцы; оставайтесь всегда дома.