16+
Аналитика
24.01.2020
О коммунальных сетях Нижнего Новгорода должен заботиться город, а не коммерческие структуры.
23.01.2020
Содержание ненужных нижегородцам объектов в «Швейцарии» ляжет на городской бюджет.  
23.01.2020
Вот-вот в «Швейцарию» запустят каток, тяжелую строительную технику – и от деревьев не останется ничего.
22.01.2020
В целом прошедший год в Нижегородской области был не особо примечательным. Может, и к лучшему.
21.01.2020
НРО «Справедливой России» пришлось пересмотреть отношение к политическому процессу.
21.01.2020
Нижегородская область набирает вес и силу. Имеющийся потенциал может привести к серьезным положительным сдвигам.
20.01.2020
Губернатор Нижегородской области умеет решать противоречия, не доводя их до конфликтов.
20.01.2020
Нижегородская область в 2019 году удачно встраивалась в национальные проекты.
17.01.2020
Губернатор Никитин настроил слух региональных чиновников на голос народа.
17.01.2020
От расчистки рынка для «Нижегородпассажиравтотранса» страдают горожане.
16.01.2020
Некоторые тезисы послания президента вызвали растерянность у представителей истеблишмента.
26 Сентября 2008
81 просмотр

Осадок останется

Серей Кочеров, политолог:

Протесты мусульманского духовенства
Нижегородской области отчасти оправданы. Мы все-таки живем в светском обществе.
Соответственно, гимн Нижегородской области должен объединять всех людей,
проживающих в регионе, независимо от их этнической или конфессиональной
принадлежности.

Понятно, что колокольный звон
ассоциируется с христианством, с православием. Это факт. Поэтому в данном
случае подчеркивается, что в Нижегородской области живут в основном
православные люди. Так уж сложилось – исторически и культурно, — что
колокольный звон – это христианская символика.

Можно истолковать использование
колоколов в музыке гимна как некую дискриминацию, как признание православия
религией номер один в России. А представители других конфессий и других этносов
могут от этого почувствовать себя людьми другого сорта. Я говорю не только о
религии, но и об этносе потому, что стараниями православной церкви укрепляется
тождество между православным и русским, что, на мой взгляд, тоже  не верно. Если мы говорим про россиян, то это
не только этнические русские, да и не все русские являются православными. Есть
представители других религий, есть, в конце концов, просто атеисты.

Поэтому, на мой взгляд, у
мусульманского духовенства свои резоны, и они были бы, видимо, не против, если
бы условия для создания гимна входило включение, в том числе, мусульманских
мотивов. В этом случае протесты были бы сняты. Тем не менее, по сути требования
справедливые, и я не думаю, что не нужно ограничивать создателей гимна условием
включения в музыкальное оформление звона колоколов. Надо проявлять
толерантность, корректность ко всем этносам и конфессиям.

Естественно, для решения такого
вопроса могли быть проведены и общественные слушания, и люди, отвечающие за
определение условий конкурса, должны иметь голову на плечах. Это очень
серьезная проблема в многоэтнической и многоконфессиональной России. Нам не
хватало только конфликта между православными и мусульманами, который может
перетечь из чисто религиозного в межэтнический конфликт. К таким вещам нужно
относиться особенно ответственно и вдумчиво. То есть, нужно думать о
последствиях, а не работать по принципу «если условие не понравится, мы его
снимем».

Даже если от этого спорного условия
откажутся, осадок все равно останется. Это лишний раз бьет по каким-то
национальным амбициям, по национальным чувствам в их достаточно интимных и
рациональных проявлениях.

Вроде бы, нет ничего обидного – ну,
звон колоколов. Это, в конце концов, не перечисление христианских святынь –
только приятный звук. Но есть в том некая заявка на то, что православие выше
других религий, поскольку православные символы в музыке гимна звучат, а символы
других религий – нет.  

Надо, чтобы такие вопросы
обсуждались и Общественной палатой, чтобы там звучали разные мнения, — в конце
концов, должна она чем-то заниматься. То же можно сказать и о совете ученых и
политологов, созданный при губернаторе (в который, кстати, и я вхожу, и который
уже давно не собирался), — он тоже мог быть рассмотрен как один из вопросов.

Но в первую очередь, условия
создания гимна должны были рассматриваться на уровне той комиссии, которая
устанавливала условия этого конкурса – почему она это условие внесла? Кстати,
если бы этого условия не было, то, может быть, реально победил бы именно гимн,
в котором звучат колокола, если в нем действительно была очень хорошая музыка,
и если бы колокола были органичной частью этого произведения. Но когда это
называется в качестве условия, возникает соответствующая реакция. Тем более что
представители нижегородского мусульманского духовенства очень болезненно
реагируют на подобные вещи, иногда слишком болезненно. Поставили памятник
основателю города в кремле – они тут же заявили, что надо поставить памятники
деятелям другой религиозной ориентации: и некому хазарскому наместнику, который
якобы правил в этих краях, и какому-то татарскому мурзе, который неясно какое отношение
к нашему городу имел (может быть, брал его в свое время). Шутки шутками, а
такие споры могут выплеснуться в виде протестов. Конечно, мы не увидим массовых
демонстраций из-за оформления гимна, но обиды-то копятся. А этих обид можно
было бы избежать, если бы чиновники думали о последствиях.

Скорее всего, одному из этих
чиновников, скажем, председателю комиссии, захотелось, чтобы звучали колокола –
и он, не думая о последствиях, вбил это в качестве условия. А остальные члены
комиссии, чтобы угодить ему, согласились.

По теме
16.01.2020
Почему соглашение с «Мегафоном» подписано, а никаких деталей нет? Это настораживает. Побоялись о них упомянуть?  
16.01.2020
2019 год в Нижегородской области с политической точки зрения был годом бессобытийным.
15.01.2020
В 2019 году Нижний Новгород столкнулся с проблемами в работе общественного транспорта, «Теплоэнерго» и «Водоканала».
15.01.2020
Назначение Инны Ванькиной директором ТЮЗа не повлияет на ее политические перспективы.
Подборка