16+
Аналитика
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
12 Февраля 2005 года
256 просмотров

Осторожно, религия!

Группа православных верующих подала в прокуратуру Москвы иск о возбуждении уголовного дела против организаторов выставки «Россия-2» в Центральном доме художника. По мнению заявителей, работы, представленные на выставке, оскорбляют религиозные чувства людей и сталкивают представителей различных конфессий. Это событие продолжает череду обвинений против современных художников, начатую с выставки «Арт-Манеж» 1998 года и продолженную процессом против Музея и Центра им. Андрея Сахарова как организатора выставки «Осторожно, религия!». О процессе и стоящих за ним тенденциях рассказывает Юрий Самодуров, директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова.

Письмо группы православных художников в прокуратуру с требованием возбудить против куратора выставки «Россия-2» Марата Гельмана и директора Центрального дома художников уголовное дело за несколько работ представленных на выставке меня и огорчило и показалось знаковым. Огорчило потому, что в бред включились и, видимо, будут включаться все новые и новые люди. Остановить это помешательство можно только выигрышем в суде на процессе, который Центр им. Андрея Сахарова как организатор выставки «Осторожно, религия!» ведет уже почти два года. Если мы проиграем, то скорее всего прокуратура возбудит дело и на этот раз. Тогда уже, вероятно, наш проигрыш станет прецедентом для следствия и суда над организаторами выставки «Россия-2», которую лично я считаю важным шагом для защиты светского характера российского государства и большой поддержкой для нас.

Выставка «Осторожно, религия!» была открыта в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 14 января 2003 года и после трех дней работы разгромлена «православными» погромщиками. В этой выставке участвовало 39 художников и две художественные группы. Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности резонанса не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 года Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой «бульдозерной выставки» в сентябре 1974 года закончились не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединенном комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам.

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова стали объектом для отработки механизма создания образа «современного врага российского народа» и методов мобилизации на борьбу с таким врагом не только националистических и православно-националистических общественных организаций, некоторых представителей церковной иерархии, но и представителей прокуратуры, правоохранительных органов, а в самое последнее время и широких кругов населения. Так формируется и действует механизм создания образа врага, который на «западные», «сионистские» или «исламские» деньги не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и, что совсем уже отвратительно, вместо того, чтобы разделить с народом чувства боли и жалости к жертвам террористических актов в Москве и чувства негодования и возмущения террористами, их поддерживает. Начать анализ этого явления следует именно с того, в чем заключается суть дела с точки зрения искусства и насколько обоснованны претензии погромщиков и поддерживающих их граждан.

Насколько можно было понять из оставленных погромщиками на стенах выставочного зала надписей: «Кощунство», «Вы ненавидите православие. Будьте вы прокляты!» и из православно-патриотических статей объектом возмущения на выставке являлись именно те работы, в которых художники использовали значимые для православных верующих религиозные символы для создания различных художественных образов (все другие представленные на выставке работы, например отражающие языческие верования, или работы, в которых вообще не использовались символы православной религии, возмущения, кажется, не вызвали).

По жанру выставка «Осторожно, религия!» являлась выставкой «актуального искусства». Это профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Так же, как произведения любого «жанра» (не могу подобрать более правильного слова), например древняя эллинистическая скульптура или живопись художников-импрессионистов, работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования.

Одна из работ, на которой погромщики намалевали «Гады», представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться (в отверстие оклада, как на пляже, можно было просунуть голову). Смысл этой, на мой взгляд, глубокой, интересной и абсолютно православной по духу работы можно передать словами из Библии «Не сотвори себе кумира», иначе говоря, не совершай подмены, не возводи, не ставь на степень религиозной веры никакие собственные пристрастия и свою убежденность в правоте каких-либо теорий и учений, о которых ты можешь узнать из разных книг.

Другая вызвавшая негодование работа, представляла собой среднего размера постер с несколько стилизованным ликом Христа, логотипом Coca-Cola и надписью по-английски: «This is my blood» («Сие есть кровь моя»). Смысл ее, по-моему, хорошо передается словами «не торгуй тем, чем нельзя торговать» (нельзя торговать убеждениями, нельзя спекулировать на доверии или на вере других людей кому-либо или во что-либо и т.д.). Этот смысл восходит к духу христианской заповеди: не обращай имя Бога ни на что, кроме него самого. Автор выразил этот смысл простым, точным приемом (взятым из современной рекламы и намеренно доведенным до логического и абсурдного предела). Безграничное желание любой ценой навязать людям что бы то ни было (даже доказать ту истину, в которой ты уверен) находит свое адекватное образное выражение в том, что об обычной банке кока-колы сам Христос сообщает зрителям, что в этой банке якобы заключена частица Бога. Ирония обращена не на Христа, а на существенные и очень неприятные черты современной ситуации, в частности, на то, что имя Бога используется для санкционирования или освящения того, что Богом не является (государство, бизнес или внутренний мир и убеждения людей).

На выставке было представлено и много других произведений, в которых религиозная, в том числе православная, символика вообще не использовалась. Между тем использование в современном искусстве религиозных символов и помещение их в нерелигиозный художественный контекст для создания новых смыслов и образов, выражающих нерелигиозное, в том числе критическое отношение различных групп общества и авторов произведений к духовному миру человека и к различным явлениям окружающего мира (включая определенные аспекты религиозности людей и деятельности религиозных институтов), является естественной частью современной культуры, давно и прочно вошло в арсенал приемов литературы и изобразительного искусства и стало неотъемлемым элементом художественного творчества.

Не каноны древнерусской иконописи, а, совершенно «неправославное» с точки зрения этих канонов изображение художниками образа Христа, других религиозно-значимых образов, символов и сюжетов, включая сюжеты из библии и евангелий, является нормальной и распространенной практикой в изобразительном искусстве от древности до наших дней. Как бы ни задевала и не шокировала эта практика многих православных верующих и священников (или религиозные чувства отдельных христиан других конфессий), пытаться остановить или изменить уголовными преследованиями, юридическими запретами и цензурой логику и практику культурного процесса нелепо, невозможно и незаконно!

Тема выставки «Осторожно, религия!», как и выставки «Россия-2», абсолютно обоснована и актуальна для российского общества. Она вполне соответствует и миссии Музея и центра им. Андрея Сахарова. Можно хотя бы вспомнить слова самого Сахарова: «Я подхожу к религиозной свободе как части общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков». Мне представляется, что на возбуждение уголовного дела, видимо, повлиял характер обращения в прокуратуру Государственной думы и отдельных депутатов, а также кампания в прессе, вызванная, по-видимому, стремлением «наказать» Музей и центр имени Сахарова за то, что музей является последовательным и принципиальным оппонентом и критиком власти по вопросу войны в Чечне, делу Ходорковского и ряду других значимых для власти и общества вопросов.

В идущем процессе меня больше всего поражает то, что представители государственного обвинения, может быть по долгу службы (что ужасно), а может быть сознательно (что еще хуже), находятся на стороне людей, которые, присутствуя на заседаниях суда, говорят в адрес обвиняемой стороны «Будем вас потихоньку уничтожать», «Жиды!», «Холокоста на вас нет!». Прокуратура представляет и защищает в данном уголовном деле интересы таких людей, подавая обществу знак, что нормы культуры в демократическом светском государстве якобы могут регулироваться церковью и православием. Тем самым она играет с огнем, и чем эти игры обернутся – никому не известно.

Как мне представляется, Русская Православная Церковь, являясь существенной и значимой частью гражданского общества, не должна стремиться превалировать над другими его частями, а должна находить и поддерживать более адекватные современности пути и формы решения проблем религиозности людей в светском государстве. В частности, возможно и желательно сотрудничество религиозных и светских институтов гражданского общества при решении таких насущных и острых проблем, как прекращение кровопролития в Чечне, уменьшение социального расслоения, снижение агрессивности по отношению к мигрантам (в том числе к неславянам и/или неправославным), оказание помощи инвалидам и ветеранам, защита прав верующих других конфессий, поддержка современного религиозного искусства и многое другое.

Что касается решительно не одобряемых церковью выставок и книг, решить вопрос при наличии доброй воли несложно – священники могут рекомендовать своим прихожанам не посещать подобные выставки, а музеи и кураторы могут объявлять и предупреждать о том, что на выставке есть работы, авторы которых свободно интерпретируют религиозные символы, и просить тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения.

Оригинал этого материала опубликован на сайте Фонда «Либеральная миссия».

По теме
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.
08.04.2021
Участившиеся задержания нижегородских коррупционеров – не уникальная для России ситуация.
07.04.2021
Узбекистан – очень интересное направление внешнеэкономической деятельности нижегородских предприятий.