16+
Аналитика
03.12.2021
Цифровых помощников человека или основы не признающего границ кибергосударства?
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
03.12.2021
Слияние правых партий – шаг вполне логичный с точки зрения планировщиков политического пространства.
30.11.2021
Пять миллиардов рублей помогут решить проблемы Дзержинска с водоснабжением.
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
21 Января 2014 года
400 просмотров

Почему русский интеллигент должен ненавидеть Ленина?

К 90-летию кончины

Потому что Ленин – его экзистенциальный враг. Во-первых, как русского интеллигента.
Во-вторых, как русского интеллигента.

Теперь по пунктам.

Первое. Ленин — один из величайших антирусских политиков
в мировой истории. В его программной статье 1922 г. «К вопросу о
национальностях или об “автономизации”» (статье не частного человека, а вождя
правящей партии и председателя правительства!) о русских говорилось как о «так
называемой “великой” нации (хотя великой только своими насилиями, великой
только так, как велик держиморда)». Такого не позволял себе говорить о русских
ни один правитель России за все века её существования.

Но дело не только (и не столько) в этой лживой русофобской
ругани, а в том, что из неё вытекали вполне практические выводы,
сформулированные в той же ленинской работе: оказывается, подлинный
интернационализм «должен состоять не только в соблюдении формального равенства
наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации
угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически».

Именно эти выводы, начиная с 1922 г., были положена в
основу советской национальной политики, суть которой — в привлечении симпатий
национальных окраин к коммунистическому режиму за счёт сознательно и планомерно
осуществляемой «позитивной дискриминации» русского Центра в их пользу, в
создании политических элит у нерусских народов и в то же время в подавлении и
уничтожении любого намёка на русскую политическую субъектность. На окраинах
проводилось активное нациестроительство, для русских даже национальный дискурс
был запрещён почти абсолютно. Парадоксально, что памятники Ленину сегодня
ломают в Украине, которая (как многие уже отмечали) вообще-то должна быть
благодарна вождю мирового пролетариата за его огромный вклад в дело создания
украинского национального государства, стократно превышающий вклад Шевченко. У
русских для сноса многотысячной каменной ленинианы оснований куда больше.

Эта политика обосновывалась на уровне официальной государственной
доктрины, которая лишь развивала и конкретизировала цитированные выше ленинские
пассажи. Русские теперь оказались коллективно виноваты перед нерусскими
народами России, они были объявлены нацией угнетателей и должны были
расплачиваться за это. Т.е. марксисты-большевики неожиданно забыли всякие
классовые критерии –– русских дискриминировали именно как русских, без
всяких попыток их социальной дифференциации, это в равной степени касалось и
интеллигенции, и крестьянства, а, де-факто, и рабочего класса. Таким образом,
Ленин и ленинцы радикально разорвали с действительно русской революционной
традицией – народнической, во главе угла которой стояли, прежде всего,
интересы русских социальных низов.

Теоретической разработкой концепта русской национальной вины
занимался, в основном, Бухарин, её практической реализацией – Сталин, но его
основа заложена именно Лениным.

О том, что в случае победы мировой революции, объектом
кормления за русский счёт будут и народы «третьего мира», Ильич откровенно
писал в1916 г.: «Когда будем правительством, мы все усилия приложим, чтобы с
монголами, персами, индийцами, египтянами сблизиться и слиться, мы считаем
своим долгом и интересом сделать это, ибо иначе социализм в Европе будет
непрочен. Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетённым более, чем мы,
народам “бескорыстную культурную помощь”, по прекрасному выражению польских
социал-демократов, т.е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению
труда, к демократии, к социализму». В значительной степени партия Ленина и этот
завет своего основателя выполнила.

С середины 30-х русофобский дискурс был свёрнут, но содержание
советской национальной политики осталось прежним, её прямым продолжением
является национальная политика современной РФ.

Второе. Ленин, несмотря на своё классическое
интеллигентское происхождение и не менее классический интеллигентский род
деятельности («литератор», как он ответил в анкете делегата X съезда РКП на
вопрос — «основное занятие до 1917 года») представлял собой человеческий типаж,
наиболее противоположный интеллигентскому этосу. Умственная узость, догматизм,
нетерпимость к чужому мнению – определяющие черты его личности – есть именно
то, что считается главными пороками для интеллигента.

За отсутствием в себе профессиональных и психологических
качеств, необходимых для полноценной интеллектуальной работы, Ленин справедливо
чувствовал собственную чуждость своему социальному слою и откровенно его
презирал, что ярко выразилось в часто цитируемом письме Горькому от 15 сент. 1919
г.: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за
свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих
себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».

Ещё в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная
литература» вождь большевиков высказал своё негативное отношение к такому
основополагающему принципу интеллектуальной деятельности как свобода слова.
Валерий Брюсов, вступивший тогда с Лениным в печатную полемику, пророчески
написал, что социал-демократы, когда придут к власти, неизбежно распространят
свой партийный подход на всю страну, что «угроза изгнанием из партии является,
в сущности, угрозой извержением из народа». Сам-то Брюсов, к новой ситуации
сумел приспособиться, те же интеллигенты, для кого свобода слова продолжала
оставаться ценностью, очень быстро испытали на своей шкуре, что такое
«извержение из народа». И немарксистская профессура, массово высланная в 1922
г. из государства победившего пролетариата ещё легко отделалась… Расстрелянные
М.О. Меньшиков, киевские профессора-националисты, Н.С. Гумилёв; не выпущенный
для лечения за границу и потому преждевременно умерший Блок — открывают
интеллигентский мартиролог советской эпохи.

Одним из важнейших большевистских переворотов в структуре
русского общества стало принципиальное «опущение» статуса интеллигенции: если
при «проклятом царизме» это была относительно автономная от государства
социальная группа, то при Ленине она сделалась просто одной из групп государственных
служащих, лишённой традиционных интеллигентских вольностей и постоянно
ритуально унижаемой «рабоче-крестьянской» властью.

Кроме всего прочего, именно Ленину русским интеллигентам нужно
быть благодарными за дерусификацию и семитизацию образованного слоя в Советской
России. Русская интеллигенция в своём подавляющем большинстве бойкотировала
коммунистическую власть, а евреи охотно пошли к ней на службу, что давало
отличные шансы для социального продвижения вверх. По свидетельству главы
Еврейского комиссариата при Наркомнаце С.М. Диманштейна, Ленин прямо говорил:
«Большое значение для революции имело то обстоятельство, что за годы войны в
русских городах осело много еврейских интеллигентов. Они ликвидировали тот
всеобщий саботаж, на который мы натолкнулись после Октябрьской революции….
Еврейские элементы были мобилизованы против саботажа и тем спасли революцию в
тяжелую минуту. Нам удалось овладеть государственным аппаратом исключительно
благодаря этому запасу разумной и грамотной рабочей силы».

Впрочем, может здесь и не одна прагматика… Горький, например,
вспоминал такие слова Ильича: «Русский умник почти всегда еврей или человек с
примесью еврейской крови».

Бесспорно, Ленин — в своём роде великий политик, ибо «думающая
гильотина» (как удачно определил его П.Б. Струве) – явление, даже и среди
политиков, не часто встречающееся. Можно, конечно, уважать и врага, но нужно
помнить, что это враг. Гитлер ведь тоже был сильным политиком… Ассоциация более
чем уместная, ибо ему, как и Ленину, была в высшей степени свойственны
русофобия и антиинтеллектуализм.

Самое грустное, что ленинская тема сегодня вовсе не носит
академического характера, ибо нынешние правители России в рассматриваемых нами
аспектах вполне себе наследники Ильича. И в своей национальной политике. И в
своём отношении к интеллигенции. Так что старый коммунистический лозунг «Ленин
жил! Ленин жив! Ленин будет жить!» продолжает оставаться актуальным. И только
от самих русских (и в том числе от русских интеллигентов) зависит, реализуется
ли последняя часть этой зловещей кричалки.

Оригинал материала опубликован на ленте АПН.

По теме
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.