16+
Аналитика
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
13 Февраля 2013 года
155 просмотров

Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма

Ваххабиты
Северного Кавказа стремятся распространить свой идеологический
контроль над мусульманами Поволжья – к такому выводу пришли 1
февраля 2013 года участники научной конференции «Религиозное
влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского
фундаментализма», организованной
Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований.

Председатель
Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман
выделил три этапа влияния ваххабизма с Северного Кавказа на Татарстан
в новейшей истории: первый период – с момента распада СССР до
начала Второй чеченской войны (1991-1999), для которого больше
характерен культ светскими татарскими националистами чеченских
боевиков как «борцов
с империей», второй
период был временем наибольшего благоприятствования взаимоконтактам
кавказских и поволжских ваххабитов и охватывает время руководства
Духовным управлением мусульман Татарстана Гусманом Исхаковым
(1999-2011), и, наконец, третий период – последние три года,
когда стало очевидным и заметным воздействие деструктивных процессов
в религиозной сфере, проходящих на Северном Кавказе, в Поволжье.
«Начавшаяся
хиджра (переселение) кавказцев в Поволжье сказалась на ментальности
татарской молодежи: если в 2000-е годы кавказского сегмента было
крайне мало в казанских мечетях, то сейчас он заметен, особенно по
причине подпавшей под влияние кавказских ваххабитов татар»,
— считает мусульманский богослов. По словам
Фарида Салмана, «никакой
схемы, кроме предложенной Рамзаном Кадыровым, для борьбы с
ваххабизмом нет». При
этом теолог уточнил, что он понимает под «кадыровскими
методами»: абсолютная
поддержка традиционного для своего региона ислама и никаких
переговоров с ваххабитами. «Силами
духовных управлений мусульман ваххабизм не может быть побежден,
только государство в состоянии это сделать»,
— резюмировал мусульманский
священнослужитель.

Начальник
Сектора кавказских исследований Российского института стратегических
исследований Яна Амелина уверена, что «сейчас
можно совершенно однозначно говорить о едином исламистском фронте от
Северного Кавказа до Поволжья, сформировавшимся в последние несколько
лет». Институционально
это произошло за 6 лет: в 2007 году был провозглашен «Имарат
Кавказ», в
2009 году происходит провозглашение «вилаета
Идель-Урал», в
2010 году появляется одноименный сайт и происходит попытка создать
вооруженное подполье по типу северокавказского, правда, первая
попытка была неуспешной, поскольку в ходе спецоперации в Нурлатском
районе в ноябре 2010 года одна из подобных банд была ликвидирована.
Однако ваххабиты продолжили свою работу, после чего бандподполье не
только сумело появиться, но и постаралось о себе заявить летом-осенью
2012 года серией терактов в Казани. Третий «амир
Татарстана» Абдуллах
заявляет о переименовании «вилаета
Идель-Урал» в
«эмират
Булгаристан» и
об изменении своей тактики, упор делая на точечные удары по личному
составу силовых органов и промышленной инфраструктуре. «Сейчас
власти Татарстана, наконец-то, начали менять свою политику в
отношении фундаменталистов, главное, чтобы дело не ограничилось лишь
косметическими изменениями: решать надо кардинально проблему»,
— резюмировала эксперт.

Старший
научный сотрудник Российского института стратегических исследований
Галина Хизриева считает, что первой площадкой для переговоров с
ваххабитами был Интернет, где с ними пытались вести
мусульмане-традиционалисты диалог. «Когда
стала понятно, что не все мусульмане пойдут за ваххабитами, последние
изменили в своей интернет-пропаганде тактику, сделав упор на
шиитско-суннитское противостояние, чтобы тем самым подмять под себя
всех мусульман-суннитов, натравливая их на шиитов»,
— полагает исламовед. По мнению Хизриевой,
наиболее успешно ваххабитам удается вести вербовку в свои ряды через
женскую аудиторию.

Магистрант
кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского
национального исследовательского технологического университета Михаил
Федько представил свое исследование о влиянии ваххабитов Северного
Кавказа на русскую националистическую молодежь Поволжья. По словам
конфликтолога, в среде русских националистов есть те, кто считает,
что «принятие
ислама русской нации поможет сохраниться»,
и часть из них готовы лично сделать такой
выбор. В ходе проведенного им глубинного интервьюирования 18-ти
молодых русских националистов, на вопрос о причинах принятие ими
ислама, опрашиваемые отмечали, что видят в современном православии
«религию,
проповедующее ненасилие и толерантность»,
что ими трактовалось как проявление
слабости. «Русские
националисты, планирующие стать мусульманами, в качестве
доказательства того, что современное православие проявляет свою
трусость, приводят такой аргумент: современная Русская православная
церковь не ведет открыто миссионерскую деятельность среди мусульман,
боясь навлечь на себя гнев с их стороны. Этим нынешние православные
священники отличаются, например, от баптистов и иеговистов, которые
активно и публично занимаются миссионерской работой среди этнических
мусульман, добиваясь при этом значительных успехов»,
— приводит мнение опрошенных исследователь.
Русской националистической молодежи, делает вывод Михаил Федько,
нравится та религия, в которой присутствует культ воинственности. Как
выяснилось в ходе исследования, часть русских хизб-ут-тахрировцев,
посещавших казанскую мечеть «Аль-Ихлас»,
оказывают влияние на русскую молодежь
Казани, склоняя ее к принятию своей версии радикального ислама,
находя при этом определенные отклики. «Ислам
– это религия сильных людей», —
приводит конфликтолог основной тезис,
который озвучивают в своих интервью русские националисты, многие из
которых с упоением слушают песни ваххабитского барда Тимура
Муцураева, проповеди русского террориста Саида Бурятского (настоящее
имя – Александр Тихомиров), восхищаются так называемыми
«приморскими
партизанами» как
«исламскими
борцами с путинским режимом». Для
многих русских националистов «приморские
партизаны» являются
определенным образцом для подражания.

Руководитель
Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов
выступил с докладом «Татары
и башкиры в рядах ваххабитского подполья Северного Кавказа: пути
проникновения и последствия». Эксперт
отметил, что в период существования «независимой
Ичкерии» (1996-1999) наряду
со светскими татарскими националистами в Чечню направлялись некоторые
татары из религиозных побуждений с целью прохождения военной и
идеологической подготовки в лагере «Кавказ»
Хаттаба и Шамиля Басаева в Введенском
районе Чечни. Одним из таких являлся Руслан Хабибуллин из Кировской
области, более известный как «Фатих-хазрат»,
который ныне продолжает свою пропаганду
среди татарской молодежи Нижнекамска. По мнению Раиса Сулейманова,
сейчас поток отправляющихся из Поволжья в Дагестан увеличился, куда
татары и башкиры отправляются для временного прохождения боевой
подготовки с целью дальнейшего возвращения в родные места для
развертывания «джихада»
уже у себя дома. При этом есть и татары,
которые принимают участие в терактах в Дагестане. Речь идет о
41-летнем жителе Нижнекамска, члене местной ОПГ «Машовские»
по кличке «Фора»,
который весной 2010 года подорвал
милицейский участок как террорист-смертник в Кизляре. «Тот
факт, что первый «амир»
Татарстана Мухаммед (настоящее имя –
Раис Мингалеев) публично присягнул Доку Умарову на верность,
свидетельствует о начале координации действий между ваххабитами
Северного Кавказа и Поволжья», —
полагает Сулейманов. Сам эксперт отмечает,
что сегодня после Саида Бурятского среди татарской ваххабитской
молодежи по популярности второе место занимает 32-летний салафитский
проповедник Абу Умар Саситлинский (настоящее имя — Исраил
Ахмеднабиев), деятельность которого легализовали власти Дагестана.
Отдельное внимание Раис Сулейманов обратил на ситуацию в ряде
деревень Высокогорского района Татарстана, где поселились религиозно
активные чеченцы.

Подводя
итог работе конференции, ее участники сошлись во мнении, что влияние
ваххабитов с российского Юга ведет к тому, что северокавказский
сценарий развития событий сегодня вполне реально может повториться в
Поволжье, что отчетливо стало заметно по событиям в Татарстане
лета-осени 2012 года. При этом эксперты выразили надежду, что после
того как в Казанском Кремле, наконец-то, начали хоть что-то делать в
отношении исламских фундаменталистов республики, ситуация может
нормализоваться, но это возможно только при условии, что твердая
государственная линия на поддержку традиционного для России ислама
останется непоколебимой: капитулянтского диалога с ваххабизмом, как
это произошло в Дагестане, не должно быть в Татарстане.

Оригинал
этого материала опубликован на ленте АПН.

По теме
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.