16+
Аналитика
10.07.2020
Работа с рейтингами в Нижегородской области поставлена на эффективную основу.
08.07.2020
Мэрия Нижнего Новгорода демонстрирует отсутствие эффективной системы управления.
07.07.2020
Нижегородцам не пришлось рисковать здоровьем, чтобы выразить свое мнение относительно поправок к Конституции.
07.07.2020
Дистанционный формат пришелся по душе нижегородцам, а подготовка голосования в регионе была эффективной.
06.07.2020
Уровень явки и поддержки изменений Конституции в Нижегородской области связан с работой губернатора.
06.07.2020
Электронное голосование в Нижегородской области прошло на очень высоком уровне.
06.07.2020
Голосование показало, что не только молодежь в Нижегородской области знакома с азами компьютерной грамотности.
03.07.2020
Результаты голосования в регионе по поправкам к Конституции укрепляют позиции губернатора.
03.07.2020
Голосование по поправкам к Конституции превратилось во всероссийский референдум доверия Путину.
02.07.2020
На повышение явки повлияло и дистанционное голосование, и отношение нижегородцев к губернатору.
02.07.2020
Полученные результаты убедительно подтверждают легитимность изменения Конституции РФ.
02.07.2020
Ожидания, что будет много заявлений о подтасовках, не оправдались.
14 Ноября 2012 года
144 просмотра

С национальной идеей нельзя шутить

«АПН — Нижний Новгород»
представляет вниманию читателей фрагменты выступлений в ходе заседания
Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 7 ноября и посвященного теме
«Государственная идеология: нужна ли она российскому обществу и российской
власти».

Сергей Кочеров, политолог:

Национальную идею предлагает не
правящая элита, а элита культурная. Так всегда было в истории России, и в тех
вариантах русской идеи, о которых мы можем сказать, что там был некий
основоположник, это всегда представитель культурной элиты. Пример: кто
выступает с идеей превращения древнего Киева в новый Иерусалим? Илларион – на
тот момент Киевский митрополит. Кто выступает с идеей не «Москвы – третьего
Рима» — читать надо не только Кургиняна, но и Филофея – а Московской державы,
Московской Руси как третьего Рима – так говорится в тексте Филофея. Псковский
инок Филофей пишет в письмах сначала к дьяку, а затем к царю. Причем, что
интересно, эту идею вначале не поддержали. Даже Иван Грозный, которому, по
легенде, было адресовано четвертое письмо Филофея, отмахнулся от идеи. Эта идея
стала популярной позднее.

Дело правящей элиты – правильно
воспринять сигнал от представителя культурной элиты и транслировать далее
народу. Потому что народ – его образованная и необразованная части – конечно,
эту национальную идею понимает уже на своем уровне.

Национальная идея – это не какая-то
математическая формула, это не перечень: социальная справедливость, мир во всем
мире и чтобы все были веселы и счастливы. Национальная идея – это яркий образ,
это образ светлого будущего, за который можно умереть.

Одна из проекций русской идеи –
Святая Русь – родилась в XV-XVI веке, так вот добровольцы, уходившие на Первую
мировую войну, а затем служившие в белом движении, пели: «Мы смело в бой пойдем
за Русь Святую и, как один, прольем кровь молодую». В красной армии был другой
припев. Скажите, пожалуйста, а кто пойдет умирать за идею суверенной
демократии? Никто. Потому что она не греет, от нее ни светло, ни тепло.

Национальная идея – это не то, что
вырабатывается, не то, что вымучивается, не то, что предсказывается, это то,
что угадывается. Для этого нужно быть не философом, не обществоведом, не
историком, для этого надо быть духовидцем. То есть, конечно, идея может придти
в голову и философу, и историку, но здесь совершенно не научные данные должны
быть для этого. Здесь должен быть сплав мыслей и чувств, связанных с судьбой
своей Родины. Национальная идея – это то, что объединяет нас и то, что мы можем
предложить как символ объединения для человечества.

Американская мечта как аналог
американской национальной идеи – она как раз и выступает в таком духе. Что
Америка имеет идеологическое влияние из-за того, что в мире очень популярны
идеи американских демократов и республикацев? Да нет, конечно! Американская
мечта, кстати, как и русская идея, безусловно, содержит в себе элемент
утопизма. В чистом виде она не существует. Она никогда в истории США – это сами
американские историки признают – не осуществлялась. Ни американская мечта, ни
свобода как главная ее ценность. Они сами вспоминают периоды рабства, угнетения
индейцев, дискриминации эмигрантов и прочего. Это символ будущего. Но это такой
символ будущего, ради которого стоит жить и умирать. Это будущее, которое
рождается уже сегодня, если активно к этому стремиться, если мы все объединимся
и пойдем строить это светлое будущее.

Смерть коммунистической идеологии
наступила в России – в Советском Союзе – в 86 или 87 году, когда правящая
партия слегка подредактировала программу КПСС, убрав из нее упоминание о
коммунизме как цели, которая будет реализована уже при жизни этого поколения.
Казалось бы – разумно, прагматично. Ну, совершенно понятно, что к 80 году
основы коммунизма не построили, и в ближайшее время тоже не построим – давайте
уберем, перенесем его куда-нибудь туда, за горизонт. И все – коммунистическая
идеология утратила чувство привлекательности. И оказалось, что это, на самом
деле, идеология государственная, идеология Коммунистической партии, а вовсе не
всего общества, и возникли серьезные подозрения, что коммунистам эта идеология
нужна только для того, чтобы сидеть у власти.

В отношении современной России мы
видим то же самое. Мы видим государство – ну, конкретных чиновников – которые
озабочены тем, как бы сохранить свою власть и собственность до конца своих
дней.

Понимаете, одно дело, когда образ
государства персонифицируется, образно говоря, Столыпиным или Петром I, который
и сам готов был кровь проливать, и другое дело, когда образ государства
персонифицируется господином Сердюковым с прелестной помощницей. Это разные
вещи, это встречает, так сказать, разное понимание в народе.

Поэтому с национальной идеей нельзя
шутить. Нельзя походя рождать национальную идею. Как случилось с выступлением
Солженицына. Я прекрасно помню его выступление по телевидению, я его видел и
слушал сам. Что он сказал тогда, когда его спросили о национальной идее для
России? Он сказал, что сейчас главное – это сбережение народа, а о национальной
идее России мы, даст Бог, задумаемся лет через 50. После этого начали
талдычить, что Солженицын предложил в качестве национальной идеи России
сбережение народа.

Ну не может выживание народа быть
национальной идеей, как и выживание человека не может быть смыслом его жизни.
Это может быть задачей на какой-то период времени, важной задачей, потому что
без выживания нет жизни, но национальная идея отвечает на вопрос о смысле жизни
нации, о смысле жизни общества. Это то, что устремлено в будущее, а рождается в
прошлом, причем, в далеком прошлом. Из прошлого ведет в будущее. Это придает
народу общность. А без этого он – просто население, его история – это
хронология, а культура – это экзотика.

По теме
02.07.2020
80 процентов нижегородцев поддержали внесение поправок в Конституцию РФ.
29.06.2020
В нижегородской мэрии ни у кого не болит сердце за памятники культуры.
27.06.2020
Будет ли Россия независимой от влияния любых внешних сил, зависит от нас с вами.
27.06.2020
Мы имеем возможность проголосовать в течение недели, и это совершенно правильно.
Подборка