16+
Аналитика
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
16 Февраля 2007 года
231 просмотр

Все, что несмертельно – скучно

Денис Гуцко — лауреат Букеровской премии, премии Борис Соколофф-приз, премии БРФ "Вдохнуть Париж". Короче, известный писатель. И еще постоянный автор журнала "Огонёк", интересный журналист.

Его роман "Русскоговорящий" произвел в свое время литературный фурор. Несколько крепких рассказов и повестей укрепили имя Гуцко в числе самых сильных представителей литературного процесса.

Сегодня мы беседуем с Денисом Гуцко о литературе и о жизни.

— Привет, Денис! Давай расскажем, кто такой Денис Гуцко читателям, еще не купившим роман "Русскоговорящий" и не читавшим твои тексты, публиковавшихся в половине федеральных "толстяков". Где родился, как учился, на ком женился, кто отец, кто мама, кто дети?

— Родился и вырос в Тбилиси (кажется, пока не нужно пояснять, что это — Грузия?). В советские годы в автобиографиях гордо писал: "в семье интеллигентов". И мама, и папа были тогда инженерами-электронщиками. Потом мама осталась без работы (Тбилисский институт счетной аппаратуры закрыли за ненадобностью выпускаемого продукта). Папа остался без работы ввиду начавшейся в Абхазии войны — он жил в Сухуми. Родители были разведены. Женат на госслужащей (работнице Центрального банка РФ) — решил, согласно веянием времени, усилить госучастие в среде интеллигенции и тем спастись от люмпенизации. Сыну семь лет — он пока не решил, кем быть. Надеюсь, станет госслужащим или бизнесменом — если к его времени эти два понятия не сольются окончательно.

— Известно, что ты еще и журналист. Журналистика мешает работе или помогает?

— Очень помогает, ставит мозги на место. Помогает разобраться в том, как устроен мир не в абстрактных моделях, а на конкретной улице.

— Что ждешь от нового политического года?

— Нового витка оболванивания меня и всех окружающих проектами типа "фигуристы-партейцы" или "боксеры-идеологи".

— Что ждешь от литературы в Новом году? И от кого именно?

— От себя жду нового романа. (Садись и пиши, негодяй! Скоро интервью перестанут брать!) С удовольствием бы почитал Шишкина: интересно, сможет ли он, удерживая тот же стиль, сказать что-нибудь новое? Прилепина почитал бы: сможет ли он написать что-то без идеологии совсем, без баррикад, задумчивое, рефлексивное. Почитал бы Татьяну Толстую: за школой злословья как-то исчез любимый мною автор.

— Кого из живых классиков уважаешь? С кем знаком? С кем хотел бы пообщаться из классиков?

— Уважаю Маканина, с которым знаком — за исключительную несуетность, самодостаточность и цельность. Бородина — общаясь с ним, понимаешь, что герои не бывают снобами. Юзефовича — за то, что большой мастер, но открыт и щедр в общении. Вообще из писателей пообщался бы с тем же Шишкиным (близок по взглядам), с Лимоновым (совсем по взглядам далёк), со всеми яркими людьми, не только литераторами, стоит общаться, когда выпадает случай.

— Твои книги должны что — радовать, огорчать, заставлять думать?

— Мои книги — они должны возбуждать душу. Возбуждать в ней желание радоваться, огорчаться, думать, — жить, в общем. Словом, как порно для стареющего ловеласа: всё было, ничто не трогает… и тут — нате-ка. Но это — как должно быть. На одной из встреч с читателями в Ростове меня спросили: почему Ваш роман такой скучный? Спрашивал молодой студент. Его я не возбудил.

— Что первично в творчестве? Донести мысль? Сделать сюжет? Или просто дурака валяешь?

— Первична, думаю, невозможность не писать. Для меня писательство — способ проживания жизни. Я — писатель из графоманов. Хотя пишу мало — не успеваю.

— Вообще литература — это всерьёз? Смертельно?

— Ещё как! Так же смертельно, как жизнь — если живёшь и пишешь всерьез. Если развлекаешь и зарабатываешь — ничего, не очень смертельно. Только скучно. Ведь все, что несмертельно — скучно.

— Какой бы свой текст хотел экранизировать?

— Все! Любой! А что для этого нужно? Я очень киношный человек. Любимые фильмы — "Полёт над гнездом кукушки", "Небо над Берлином" (впрочем, ладно — их много).

— Ты один из самых известных молодых писателей. Конкурентами кого-то воспринимаешь?

— Ну нет, конкурируют сегодня писатели вполне определенного формата — творцы идеологий (не буду называть: всё рано кого-нибудь упущу, обижу). И то — конкурируют они за умы той части читателей, которые склонны впадать в идеологию. Я — убежденный сторонник жизни вне партий и манифестов, без идеологии в голове.

— Какие газеты, журналы сайты читаешь и почитаешь? И с каким чувством?

— Читаю хаотично. Иногда — "Эксперт". Иногда — сайт "Инопресса". "Огонек" (для него же пишу).

— А с каким чувством смотришь ОРТ и РТР?

— Смотрю — с чувством глубочайшего сожаления, недоумения и отчаяния — новости. Когда диктор, сообщив новость, рассказывает мне, как я должен правильно ее понять — я бешусь, даже если в данном конкретном случае я согласен с "правильной" трактовкой. Все остальное, включая Петросяна, вальсирующих с канала на канал звезд, обаяшек-ментов (где таких подсмотрели?), сериалов в стиле "Безруков — наше всё", — там смотреть невозможно. Уже даже не раздражает — просто не проходит через сетчатку глаза.

— Надо ли политикам слушать писателей и журналистов? Памятуя о том, сколько бреда они произнесли и написали в последние 20 лет?

— А надо ли писателям говорить что-либо политикам? Не их аудитория. А вот журналистов слушать надо. Если бы слушали и не отстреливали — возможно, меньше было бы бреда в СМИ, а в стране — цинизма.

— "Писателей надо пороть" по Розанову? Как писатель тебя спрашиваю. Надо нас пороть? Или забить на нас? Или любить нас при жизни и ставить большие памятники?

— Пороть нас не надо. Может понравиться (нам). И что тогда делать власти? Где взять на всех розог — и постаментов для невинно пострадавших гениев? Мы же специально начнём провоцировать! Подкармливать — иногда надо. А любить… вот я бы, например, не всякому чиновнику позволил себя любить, я разборчивый.

— Сейчас бы "Русскоговорящий" был бы таким же? Или что-то исправил бы?

— Сейчас я уже не написал бы этой книги. Многое переросло внутри. Многое отболело. То была книга неудачника, решившего все изменить. Ну, все и изменилось — я стал лауреатом, вкусил широкой известности в почти широких кругах. Сейчас я как объект писательства неинтересен сам себе — а та книга — это ведь я на 99%.

— О чем будет новый роман? И когда?

— Он будет о невозможности в России оставаться честным и жить жизнью сытого обывателя. Увы. Я сам хотел бы, чтобы было наоборот. Я ведь обыватель по натуре — мне бы растить ребенка, обустраивать дом свой, всласть есть и пить. Но, кажется, это в моей стране неосуществимо. По крайней мере, до тех пор, пока страна — всего лишь территория, примыкающая к трубе. Когда напишу — не знаю. Еще не начинал.

— В чем главная проблема современных молодых писателей? Писать некогда? Писать не о чем? Денег не платят?

— Моя проблема точно в том, что некогда писать. Приходится работать, а часов в сутках — всегда 24. Редко — чуть больше, но потом чувствуешь себя опустошенным.

— Кем бы ты был, если б не писателем?

— Неудачником.

— Будущая жизнь — только литература? Что-то иное представляешь в своей судьбе?

— Литература, ребенок. Ничего другого не нужно, этого хватит вполне.

— Мечта?

— Сбросить килограммов десять. Написать хороший роман. И — однажды позвонит какой-нибудь большой-большой режиссер, скажет: "Хочу снять кино по твоей книге". А я ему: "Сколько серий?" А он мне: "Десять. И никакого Безрукова".

Беседовал Захар Прилепин

По теме
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.
08.04.2021
Участившиеся задержания нижегородских коррупционеров – не уникальная для России ситуация.
07.04.2021
Узбекистан – очень интересное направление внешнеэкономической деятельности нижегородских предприятий.