16+
Аналитика
14.05.2021
Нижегородская область неслучайно оказалась в числе получателей инфраструктурных кредитов.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
13.05.2021
Отработавший целый год на посту мэра Юрий Шалабаев делает акцент на хозяйственную жизнь города.
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
3 Сентября 2010 года
242 просмотра

Второй рок-н-ролльный фронт

Четверть века над страной гремит
«Рок-н-ролльный фронт» – гимн протеста против системы и хит группы «Инструкция
по Выживанию». Пассионарии двух поколений ищут освобождения от тотального
контроля – в музыке, политике, бизнесе, эмиграции или вере, но по-прежнему
молодая смена азартно подпевает песню на концертах. Наверное, мало что
изменилось с 80-ых, хотя нет зримого подъёма в ожидании перемен. Видно, ослабла
искра в двигателе социального возгорания.

Несмотря на кардинальные реформы,
Россия стала слишком напоминать Советский Союз. Тоталитарные черты Совдепа
налицо – монополия одной партии, передел закона под политэлиту, надзор
силовиков за населением, гонение инакомыслия, ярая пропаганда от верхов,
цензура в СМИ и смирение населения. Выходит, на излёте Перестройки произошла
«перезагрузка системы», а замена социализма на капитализм оказалась
несущественной. «Коммунизм» и «демократия» незаметно сблизились, а поборники
демократии быстро взяли «под козырёк».

Перекосы Совдепа подвинули молодёжь
взять гитары в 70-ых, и через 10 лет музыка первой волны звучала на
магнитофонах по Союзу. Всюду собирали группы, издавали подпольные журналы,
играли квартирники. КГБ курировал самых ярых, а кого-то направлял в психушки.
Москва, Питер, Свердловск и Новосибирск стали рок-центрами, но самую мощь
социального протеста выдали Омск и Тюмень. «Гражданская Оборона» и «Инструкция»
выступали с таким напором, что срывали башню у поклонников и раздражали
официоз. Подъём охватил Барнаул и Томск, и к началу 90-ых появилось особое
течение из трёх десятков команд – сибирская волна.

Переход к рыночным отношениям
оказался до того мерзким, что социум закипел борьбой. «Оборона» возглавила
поэтичных, неприкаянных и маргинальных, а пиком протеста стала акция «Русский
прорыв» в 1994-ом. Молодые под завязку набивались на концерты ГО, ИпВ и
«Родины», а в «Крылья советов» пришло около 4 тысяч человек. Летов дал интервью
в прямом эфире на первом канале ТВ, и его позицию услышала вся Россия.
Казалось, вот-вот зазвучит музыка масс – десятки тысяч хлынут на улицы и сметут
коррумпированный режим. Время шло, оппозиция медлила, молодёжь избегала партий,
а власть искала способ придавить всех разом. Шума было много, но вышло как-то
криво и движение пошло на убыль. К середине 2000-ых ГО достигла вершины славы,
но ситуация уже изменилась, а рок-среда распалась на изолированные по стилям
сегменты. Повис сумрак зыбкого ожидания.

Со временем ряды сибиряков поредели
– одни стали легендой, иных забыли, кто-то на плаву. Поныне сочно звучат –
«Инструкция», «Путти», «Калинов мост», «Черный Лукич», «Родина», «Тёплая
трасса», Подорожный. И Ник Рок-н-ролл по духу свой до мозга костей, хоть родом
с Приамурья. Однако при широкой известности почти все остались в тени
андеграунда. Парадокс, но в России многое чудно, а, перескочив в капитализм,
страна очнулась в нищей растерянности.

Рынок правит бал – у кого деньги,
тот навязывает музыку. Популярность задаёт симпатия зрителя, а её направляет
шоу-машина. Возникло понятие «формата» – кто понравится 34 аудитории,
остальных браковали. От рока брали монстров, лояльных демократии. Продюсеры
раскручивали новые имена, нащупывая будущих звёзд. Не счесть однодневок, но
кто-то цеплял больше, и лейбл зависал на слуху. Львиная доля рокеров выпала из
обоймы беспутных увеселений, их попросту «выдавили» с теле-радио каналов.
Вивисекция без крови, лоботомия без ножа, мозговой кастрат как образец
современника.

Рокер – чел независимый, колючий,
своё мнение ценит. Такого трудно загнать в рамки, и пока не соберёт полтыщи
толпы в зале, лишь время терять. К тому же рокер чует атмосферу общества как
барометр, преломляет поперек стандартов, а иногда рубит наотмашь. Попробуй
озвучить такого в одичавшей стране?! И раньше косо смотрели, а сейчас вовсе
зажмурятся на вспышку из контркультуры. Другой момент – оживший тоталитарный
стиль: если не кремль, так хозяин радиостанции округлит око на ведущего – долой
таких умников, попсятину врубай!

Какие взгляды у попсы? Продюсер бы
засветил, а обломится слава – холить её, мурлыкая о влечении полов, и манерно томясь
шутливостью. Вот и весь репертуар, а у рокера взгляды и принципы. «Прекрасный
новый мир» незримо теребит, здесь его золотая жила, черная дыра и лежбище, а в
России – бедлам, передел и лицемерие. Тяжко выдерживать, и половина сибирских
лидеров погибла или спилась с тоски. Остальные пережили, но сограждане так
обмельчали, что залы вдвое опустели. Сиб-рок вздрогнул под буржуазной явью.

Забавным феноменом стал
«Ленинград»: Шнуров, как ни странно, продлил линию ДК и «Коммунизма», правда,
изрядно упростив подход. Выверты психологии городского маргинала столь смачно
подмечены, что дивишься, как стёб нашел обожание нуворишей на корпоративах.
Сибирские истоки просматриваются – «Ленинград» участвовал в трибьюте ГО, в
Германии играл на одном концерте, а однажды Лужков не позволил концерты в
столице. Тоже неугодные.

Разносить наши рок-группы по стилям
– гиблое дело. Чистая традиция от блюза, металла, фолка, или панка не играет
особой роли, важнее размах честности. Рок возник в противовес попсе в СССР.
Разрешённая музыка несла клеймо цензуры, была выхолощенной и малоактуальной.
Рок исключал досмотр госкультуры, от него веяло насущным – живой человек, а не
бодряк с плаката. В рок-зеркале поп-эстрада выглядела навязано-мертвой и
отвращала морализаторством. Среди рокеров царил дух братства, новые музыканты
добавляли свежие краски и всех радовали удачные находки. Разлад внесла
Перестройка. Реформы заставили реагировать иначе, тогда и появился сиб-рок,
задав интонацию жесткого противостояния в стилистике панка.

В панке смысл зазвучал по-другому –
глубже, мощнее, всеохватнее, а музыкальный подход – от ритмики и мелодики –
носил второстепенный характер. Позже черты панк-стиля переняли многие, но лишь
в аранжировках, а тексты лишь слегка рихтовались под социальную тематику. Сейчас
почти все играют рок с добавлением панка разных направлений, панк и рок стали
почти синонимами. Произошёл изврат развития, количество стиля придавило
качество отношения. Панк, прежде всего – авангардно-поэтический протест против
худого в социуме, не декламация лозунга, а отчаянный прыжок в недра бытия, с
метафизическим охватом и точной конкретизацией темы. Огненная смесь манифеста,
эссе и очерка – на грани, до дрожи, словно в последний раз. Откровение как
проповедь, проповедь как мотив к спасению от кошмара. Напоминает путь воина и
кодекс самурая. Ужасно заманчиво, но невероятно тяжело.

Поколение 80-ых внятно
позиционировало неприятие профанации в обществе и порыв от цинизма к этике.
Молодежь 90-ых избегала политики, изолируясь от привычной жизни и щетинясь
сленгом. Первые создали контркультуру госукладу, вторые – субкультуру внутри
него. Новаторство против формализма, мозговой штурм против эпатажного прикида.
Одним музыка распахивала душу, другие «отрывались», бравируя крутизной.
Сибиряки высоко задрали планку и немногие двинули по этой тропе, а у толпы и
вовсе отвисла челюсть.

Пока сибирская волна спадала, на
сцену хлынули два потока. С одной стороны, когорта от «Адаптации», «Чернозёма»
или «Разных людей» с другой – от «Наива», «Бригадного подряда», «Короля и Шута»
плюс забойно-жёсткий панк от «Пургена» или FPG. Первых меньше, но сохранили по
духу панк-подход, у вторых – лихой нигилизм и символика отчуждения. Первые
поэтичнее и глубже, вторые проще и понятнее. Те и другие звёзд с неба не
хватали, потому быстро утвердились на сцене. Фаны же метались между ними, а над
страной нависли фигуры вождей. В подвалы идти рано, а рубиться на танцполе – в
самый раз: текст как разговор, мелодии цепляют, ритм качает, а пиво бодрит.
Слэм, пот и слёзы.

Сиб-волна была вехой рока,
преемственность осталась, но уровень слегка упал, и новые Егоры, Ромычи, Ники,
Лукичи и Янки не появились. Бытие «на грани» через поэтику «до дрожи» в нулевые
годы смазалось и огрубело. В либеральный век стучат ожесточённые сердца, и
молодёжная среда не исключение. Если запад придавил протест толерантностью
парадов любви, то в России отрыгнулось делением на «модно-крутое» и
«устаревшее». Нынешнее сознание даже не изменилось – скукожилось, и не велики
шансы у идейных рокеров. Скудно с патриотикой, метафизикой, цельностью натуры,
но почему появился сиб-рок?

Гражданская и Отечественная войны
толкнули в Сибирь много граждан из европейской части Союза. Новосибирск, Омск,
Тюмень, Барнаул – индустриальные города среди бескрайних лесов, степей, крупных
рек и озер, а многие переселенцы – из крестьян и казаков. Синтез миграции,
природы и технологии родили племя, сочетающее сумрак и юмор, городскую
образованность и сельскую сметливость, общительность и индивидуальность. В
каком-то смысле Сибирь возродила столичный менталитет, но без снобизма и
высокомерия. Возник субпассионарный очаг, и провинция обрела измерение
положительного антипода метрополии.

Новосиб сыграл особую роль,
концентрируя внимание ближних областных центров. Именно из Нска побежала волна
сиб-рока, здесь проживала половина её музыкантов и случались знаковые концерты.
Десять лет Сибирь поставляла новаторские идеи в роке, главное –
незаимствованные с запада. Картина будет неполной без важного момента –
советская стагнация.

Россия продублировала советский
путь, что типично для русской эволюции от Рюриковичей в целом, значит, подобие
будет заметно в культуре. К 80-ым Союз достиг зрелости, как и Царская империя
до Революции, поэтому рок-движение сравнимо с эпохой «серебряного века». В СССР
возникло прогрессивное исскуство 20-ых, и сиб-волна окрепла в ранней России, а
советский спад в культуре в 30-40-ые очевиден у нас. СССР перенял от Империи
главные принципы управления, получилась «коммунистическая монархия», но повтор
привёл к деградации. Федерация скопировала Союз, уже появились приметы
«большого террора» и возможно её период будет короче. Однажды династия
одряхлеет, застой повиснет гирей и случится новый подъём в роке.

В какой-то момент показалось, что
исчезает воля к сопротивлению от музыкантов. Корифеи от «Машины времени»,
«Аквариума» или «Наутилуса» возлежат в лаврах, рокеры колесят в турах,
сиб-волна утратила позиции, а молодые алчут славы. Однако в 2000-ом вдруг
запретили на радио альбом «Солнцеворот» («Алиса»). В 2004-ом «Телевизор» издал критичный
«Мегамизантроп», а в 2008-ом группу не пустили в эфир на канале «100 ТВ» из-за
острых песен. Шевчук и Борзыкин вышли на «Марши несогласных». В 2009-ом
«Телевизор» выпустил мощный социальный альбом «Дежавю». От «Ляписа» вышел
«Культпросвет», и «Дельфина» качнуло к актуальному.

Понятно, когда панк выдаёт
«Чудо-Человечество» (Подорожный) или «За измену Родине» («Адаптация»), но если
демократ встаёт в один ряд – это нонсенс. Что-то произошло в России, если чужие
музыканты сейчас как свои. В 80-ых они яро бичевали социализм, внесли лепту в
избавление от совдепа, а позже опешили – трансформация на пользу не пошла,
стало гаже и хуже. Серьёзный человек самообман не терпит, а когда совесть
придушит – на улицу, в массы, поперёк. ДДТ недолюбливают за полные стадионы и
пафосно-панибратский оттенок, «Телевизор» – за мрачность и вязкий
электронно-гитарный ритм, хотя похожи на героев их песен. Оказалось, что
излишняя популярность или явная элитарность не повод записывать в недруги.

Наметился интересный процесс: вначале
молодые активно противостояли системе, сорок лет спустя «старики» оказались на
острие, а молодые слились с общей массой. Конечно, это результат общей
деградации. Слепому виден разрыв между пропагандой о стабильности и плачевной
реальностью, где конформизм, стяжательство и промывка мозгов приобрели размах
культа. Надо иметь хороший уровень гражданского долга, чтобы защищать такой
взгляд. Для многих рокеров это ещё непривычно, они отгораживаются, щетинясь
злой фразой и высокомерием.

Рельефно обнажилась ситуация в День
флага 22 августа. В Миассе прошёл экологический фестиваль «Уральский рубеж», в
Москве – акция в защиту Химкинского леса. На «Рубеж» прибыли сливки рока –
БИ-2, «Воскресение», «Черный кофе», «Монгол Шуудан» и много других. Действо
собрало более 4 тысяч народа – праздник, драйв, общение, алкоголь. На
Пушкинской площади около 3 тысяч, от рока – Шевчук, Борзыкин, Гордон, «Барто».
ОМОН закрыл выход к площади из метро, концерт запретили, организаторов митинга
задержали, Шевчук спел в мегафон несколько песен. После президент Медведев
поручил правительству вернуться к вопросу о постройке магистрали через лес. Два
схожих события, какой разный результат.

Иногда сравнивают массовые
рок-фесты с Вудстоком, что в корне неверно. В Америке на трёхдневные концерты
прибыли противники лицемерного империализма. Полмиллиона хиппи отражали
обширный контркультурный слой. У нас съезжаются люди субкультуры – кто принял
реальность, чуть дистанцируясь от неё. Марафон позитивной музыки в одном месте
на выходные. О «Нашествии» речи нет – большой пиар под открытым небом. «Рубеж»
смотрится лучше – состав ровнее и симпатии однороднее, но все играли под флагом
«Единой России». Конечно, музыканты язвили о ЯдРе, но со сцены не ушли, и
тоталитарную демократию не порицали. Себя показали, других послушали, все
порадовались, выпили, обнялись и разошлись.

Война рокеров и системы закончилась
в конце 90-ых. Сейчас многие окопались в окружении непонятного врага и пугаются
примкнуть к походу на капитал. В рок-сообществе царит анархия – вроде с кем-то,
но всегда против всех. Никто никуда не ввязывается, хотя надо пересмотреть
приоритеты, осознать процессы в обществе и определить принципы. Однажды окопная
жизнь окончится, ведь второй рок-н-ролльный фронт уже открыт. Пока немногие
атакуют альбомами и выходят на митинги и марши, несмотря на давление силовиков.
К ним обязательно примкнут другие, ведь честность – основа рока. Постепенно
вернётся утраченное единство, ведь существовать по указке и под прицелом
постыдно, а свободу всегда приходится отвоевывать…

Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.

По теме
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.